Искусство

История искусства

Основы понимания графики

оглавление

Резцовая гравюра

Углубленная резцовая гравюра на металле называется также классической гравюрой. Гравирование производится на металлической (чаще всего медной) доске вручную стальными штихелями.

Техника классической гравюры очень сложна, требует усидчивой, медленной и кропотливой работы. В старой резцовой гравюре оригинальные творческие произведения встречались редко. Классическая гравюра очень долго служила целям репродуцирования, что наложило свой отпечаток на технические приемы. Выработалась строгая система гравирования, особая ритмичность линий, их послушное следование движению формы. Линия классической гравюры отличается пластичностью, чистотой и грацией; в гравюре очень тонко передаются светотеневые колебания.

Своеобразие, возможности и классические приемы резцовой гравюры очень ярко выражены в приводимом нами произведении А. Дюрера (илл. 15). Чистота и четкость штриха дают возможность художнику, не нарушая целостности произведения, развернуть последовательное повествование, изобразить множество подробностей.

15. А. Дюрер. Всадник, смерть и черт. 1513. Резцовая гравюра
15. А. Дюрер. Всадник, смерть и черт. 1513. Резцовая гравюра

Гравирование резцом на металле было распространено еще в начале XV века для украшения предметов обихода, для печатания игральных карт, образцов орнамента и т. д.

Первые самостоятельные произведения в технике резцовой гравюры появились в конце XV века (гравюры М. Шонгауэра, А. Полайоло, А. Мантеньи). Замечательные гравюры создали в этой технике А. Дюрер и Лука Лейденский (конец XV и начало XVI века). С середины XVI века классическая гравюра развивается преимущественно как репродукционная техника. Некоторые мастера работали так виртуозно, достигали такого совершенства, что заслужили всемирную известность (Гольциус, Форстерман, Нантейль и другие).

В России при Петре I работал талантливый гравер А. Зубов, создавший знаменитую панораму Петербурга (1716). В более позднее время прекрасные портреты гравировал Е. Чемесов; отличным портретистом был также Н. Уткин (среди его гравюр особенно ценными являются портреты А. С. Пушкина, А. В. Суворова). Отлично владели этой сложной техникой С. Галактионов, А. Ухтомский, К. и В. Чесские, а из более поздних мастеров - Ф. Иордан и И. Пожалостин, работавшие преимущественно в репродукционной гравюре. Изящные гравюры создал Ф. Толстой к поэме Богдановича "Душенька".

С того времени, когда для целей репродуцирования стали все более использовать офорт, а затем ксилографию и литографию, сложная резцовая гравюра стала исчезать и в репродукциях. Строгая каноничность, сухость и сложность старых методов гравирования отпугивали художников. Некоторое время резцом гравировали марки, денежные знаки и другие документы, но и тут на смену ему явились фотомеханические способы. Казалось, резцовая гравюра устарела и обречена на неминуемую гибель. Но вот в самом конце XIX века, и, особенно, в наши дни, резцовая гравюра снова привлекает внимание художников и неожиданно предстает в новом виде.

Современные художники, используя красоту тонкой, чистой и певучей линии резца, создают очень лаконичные, состоящие из минимального числа линий гравюры. В этом случае линия становится особо выразительной и пластичной. Резцом работают многие художники в Чехословакии, в Германской Демократической Республике, во Франции и других странах.

Замечательны творческие достижения в технике резцовой гравюры советского художника Д. И. Митрохина. Так древняя графическая техника, казавшаяся погибшей, обретает новые возможности ее применения.