Искусство

История искусства

Основы понимания графики

оглавление

Литография

Литография (от греческого "литое" - камень и "графо" - пишу, рисую) - самая распространенная графическая техника. Печатная форма создается на литографском камне - плите мелкозернистого плотного известняка. На поверхности шлифованного камня рисунок исполняется жирным литографским карандашом или специальной литографской тушью. Поверхность камня обрабатывается травящим составом, который воздействует только на непрорисованные места камня, делая их невосприимчивыми к краске (в увлажненном состоянии). Краска хорошо ложится на зажирен-ные (т. е. прорисованные) места, а вся остальная плоскость остается совершенно чистой. Печатают литографию на специальном печатном станке и особой литографской бумаге.

Существуют довольно разнообразные приемы (манеры) работы в литографии. Применяются литографские карандаши различной мягкости. Разводя тушь водой до жидкого состояния, рисуют на камне пером и кистью штрихами, сплошными заливками или с мягкими светотеневыми переходами (размывкой); применяются способы выскребания, выцарапывания по черному фону и т. д. В зависимости от замысла и манеры работы камень шлифуют или совсем гладко, или делают поверхность его в разной степени шероховатой (зернистой). Если художник-автор сам непосредственно на камне создает печатную форму-это называется автолитографией. Существует способ выполнения оригинала на специальной переводной бумаге. Такая бумага называется иначе корнпапиром или автографской бумагой, а сам способ называют автографией. Рисунок, выполненный на корнпапире, перетискивается на камень и обрабатывается обычным способом. В данном случае обратное (зеркальное) положение рисунка на печатной форме достигается механическим путем и значительно облегчает процесс работы. На корнпапире, к тому же, очень удобно работать с натуры.

Литографская печать широко применяется и в полиграфии, но художник при этом не создает сам печатной формы, а печать производится с литографского цинка или алюминия.

Цветная литография более сложна, так как для каждого цвета приходится готовить отдельный камень, но результаты очень интересны, и этот вид литографии продолжает развиваться.

Бесспорные достоинства литографии заключаются в большой свободе творческих приемов, позволяющих работать почти с той же непринужденностью и смелостью, как в обычном рисунке на бумаге; привлекает также возможность (в автографии) избежать создания обратного рисунка на печатной форме; при разнообразии художественных приемов техника и технология литографии не очень сложны; заманчива также быстрота выполнения и многотиражность литографии. Из приведенных здесь иллюстраций видно, как материал литографии дает возможность различным по характеру творчества художникам наилучшим образом осуществить замысел. Прекрасный мастер портрета В. А. Серов чрезвычайно скупыми изобразительными средствами, сохраняя красоту карандашного штриха, создал обаятельный образ русского композитора (илл. 16). А. Ф. Пахомов с чувством симпатии рассказал о начале трудового дня доярки, хорошо использовав сочетания чистой линии с широкими и мягкими пятнами тона (илл. 17). К. И. Рудакову литография дала возможность передать тонко и остроумно характеристики героев рассказа Мопассана, удачно "обыграв" делали (илл. 19). В живой манере свободного карандашного рисунка создал Е. А. Кибрик образ любимого нами Кола Брюньона (илл. 18).

16. В. Серов. Портрет А. К. Глазунова. 1899. Литография
16. В. Серов. Портрет А. К. Глазунова. 1899. Литография

Литография была изобретена в Германии А. Зенефельдером в конце XVIII века. Уже в начале XIX века литография широко распространилась во всех странах Европы (в том числе и в России) и прежде всего была использована как выгодная и дешевая репродукционная техника. Были найдены сложные способы многоцветной репродукционной литографии (хромолитография). Многочисленые репродукции распространялись в виде отдельных листов - эстампов, а также в печатных изданиях.

17. А. Пахомов. Начало дня. 1960. Литография
17. А. Пахомов. Начало дня. 1960. Литография

Из ранних станковых литографий выделяются листы французских художников Жерико и Делакруа.

18. Е. Кибрик. Иллюстрация к роману 'Кола Брюньон' Р. Роллана. 1934 - 1936. Литография
18. Е. Кибрик. Иллюстрация к роману 'Кола Брюньон' Р. Роллана. 1934 - 1936. Литография

19. К. Рудаков.  Иллюстрация к рассказу Мопассана  'Исповедь Теодуля Сабо'. 1935. Литография
19. К. Рудаков. Иллюстрация к рассказу Мопассана 'Исповедь Теодуля Сабо'. 1935. Литография

В период подъема революционной борьбы в Европе литография выступает как боевое, массовое и демократическое искусство. Передовые художники того времени широко использовали лучшие стороны и возможности литографии. Они создали произведения острой политической сатиры, карикатуры, разоблачавшие феодально-буржуазную реакцию, метко разящие правителей, продажных парламентариев, военщину, духовенство, судейских чиновников, биржевых дельцов, спекулянтов и авантюристов, наживавшихся на несчастьях народа. Могучее и полнокровное творчество великого французского художника О. Домье было проникнуто духом революции, любовью к простому народу. Великолепные литографии Домье, направленные против реакции, обладали такой силой воздействия и были так популярны в народе, что по указанию правительства не раз уничтожались в массовом порядке, а сам автор подвергался преследованиям и был заключен в тюрьму. Всемирно известны полные драматизма, беспощадной сатиры и гнева литографии Домье "Похороны Лафайета", "Улица Транснонен", "Последний совет бывших министров" (илл. 20), "Я сыт", "Все мы честные люди, обнимемся". Бурному темпераменту Домье послушная и несложная техника литографии давала широкий простор.

20. О. Домье. Последний совет бывших министров. 1848. Литография
20. О. Домье. Последний совет бывших министров. 1848. Литография

Литографии Домье, Гаварни, Декана, Шарле, Гранвиля и других художников широко расходились по стране и за ее пределы через журналы, сериями политических карикатур или отдельными листами.

Литография становится излюбленным материалом многих художников. Во второй половине XIX века Т. Стейнлен во Франции и К. Колльвиц в Германии широко пользовались техникой литографии в своем прогрессивном, демократическом творчестве. Они значительно усовершенствовали технику литографии, использовали новые приемы работы. Ими же были выполнены первые плакаты в литографии.

Для современного прогрессивного искусства Запада характерны поиски новых изобразительных средств, расширение творческих приемов литографии (например, в творчестве Г. Эрни, Р. Кента, П. Пикассо и других художников).

Замечательными мастерами русской литографии, создавшими произведения станковой и книжной графики, были: А. Орловский, который первым в нашей стране стал работать в литографии, К. Брюллов, В. Тимм, П. Шмельков, П. Боклевский, А. Лебедев. Интересную серию типов старого Петербурга создал И. Щедровский. Превосходные литографские портреты были сделаны В. А. Серовым.

В советском искусстве литография остается одной из ведущих графических техник.

Литографии советских художников разнообразны по содержанию и манере работы. Большая серия портретов наших современников выполнена Г. Верейским. Замечательные образцы литографий в станковой и книжной графике создали художники А. Остроумова-Лебедева, Е. Кибрик, К. Рудаков, М. Родионов, А. Пахомов, Н. Пономарев, В. Богаткин, А. Ведерников, Б. Ермолаев и другие.

Охотно и разнообразно работают в литографии наши молодые художники, используя эту замечательную технику не только в станковой или книжной графике, но также в плакате и прикладной графике.