Искусство

История искусства

Основы понимания графики

оглавление

Линогравюра

21. В. Смирнов. Загорск. 1961. Линогравюра
21. В. Смирнов. Загорск. 1961. Линогравюра

Гравюра на линолеуме - самая молодая из всех графических техник, получившая за последнее время очень широкое распространение. Линолеум - доступный и дешевый материал. Линогравюра является разновидностью выпуклой гравюры. Гравирование по нанесенному на поверхность рисунку производится специальными резцами - штихелями круглого или остроугольного сечения. Принцип гравирования и печати сходен с процессом работы в обрезной гравюре: удаляются (углубляются) непечатающие места. Сочный живописный штрих в сочетании с широкими и напряженными по тону плоскостями составляют основные художественные достоинства линогравюры. Штрихи и пятна в линогравюре отличаются большей мягкостью очертаний, нежели в обрезной гравюре. Линогравюра привлекает художников также несложной техникой, легкостью гравирования на мягком линолеуме. В линогравюре подкупают особая прочная связь изображения с листом бумаги, собранность всего произведения и его красивый декоративный строй. В. Смирнов в гравюре "Загорск" хорошо передал своеобразное сочетание мотивов старинной русской архитектуры с современной жизнью города, достигнув этого типичными для черной линогравюры средствами: большим обобщением форм, сочетанием пятен с энергичным, смелым штрихом. Ритмический строй и декоративный облик гравюры усиливают впечатление динамичности пейзажа (илл. 21). В. Ветрогонскому в цветной линогравюре "Оператор" удалось убедительно передать характер труда и особую атмосферу одного из участков современною металлургического предприятия. Это достигнуто сдержанным цветовым строем, верно найденным соотношением пластически выразительного силуэта работницы с заводским интерьером, уверенной манерой гравирования (см. цветную вклейку).

В. Ветрогонский. Оператор. 1959 - 1961. Цветная линогравюра.
В. Ветрогонский. Оператор. 1959 - 1961. Цветная линогравюра.

Современные художники одинаково много работают как в черной, так и в цветной линогравюре. Первые шаги искусства линогравюры относятся к началу нашего века, а лучшие произведения в этой технике созданы в наше время. Характерно, что линогравюра для многих прогрессивных художников капиталистических стран является чуть ли не основным материалом, например, для художников "Мастерской народной графики" в Мексике (Л. Мендес, А. Гомес, А. Бустос, А. Бельтран), для ряда мастеров Бразилии, Аргентины и других стран,

В искусстве стран социалистического лагеря и, особенно, в советском изобразительном искусстве линогравюра занимает видное место. Интересные, значительные по своей тематике и творческим достоинствам линогравюры создали наши мастера старшего поколения: В. Фалилеев, А. Остроумова-Лебедева, И. Павлов, И. Соколов, П. Староносов, М. Маторин, С. Юдовин, П. Ванеев и другие. Серьезных успехов в искусстве линогравюры добиваются многие советские художники, смело экспериментирующие, непрерывно расширяющие возможности техники (И. Голицын, Л. Ильина, Г. Захаров, В. Смирнов, Я. Манухин, В. Литвиненко, В. Ветро-гонский, А. Ушин, Г. Молчанова).

В отдельных случаях линогравюра удачно используется в плакате, книжной и прикладной графике.

О других видах эстампа, известных в современном искусстве, ограничимся лишь самыми общими сведениями.