Искусство

История искусства

Итальянская живопись XIV века

оглавление

Бернардо Дадди - Триптих

Бернардо Дадди

Работал в 1312-1348 гг.

Триптих

1335-ок. 1340, Альтенбург, Государственный музей

Дерево, темпера. 59.5 * 53.4 см

В религиозной жизни XIV в. большую, чем ранее, роль стали играть маленькие алтари, служив­шие для домашних молений. Их иконографическая программа сжато включала в себя христи­анское учение.

На центральной доске триптиха изображена богородица Мария во славе, окруженная ангела­ми и святыми. Сидящий у нее на коленях младенец счастливо тянется за красным крестом и цветком, которые протягивают ему девы-мученицы. Птичка в его левой руке - символ страдания. На левой створке алтаря изображено рождество Иисуса, а на правой - крестная смерть Христа. Над этими сценами, на двух крайних фронтонных картинах изображена сцена «Благовещение». Популярные в XIV в. францисканские размышления о жизни Иисуса начина­лись с этой сцены, чтобы пробудить в людях благоговение, подобное тому, каким была охваче­на Мария. Полагалось, что после радостей и горестей земной жизни, представленных рождени­ем и смертью Христа, человека ожидает блаженство вечной жизни. Эта мысль получила отражение в центральной картине триптиха, где в обществе Мадонны с младенцем и ангелов изображены и святые: слева - святой епископ, предположительно св. Николай, рядом с ним диакон в красной одежде - вероятно св.. Стефан, первый христианский мученик; справа - две святые королевны, представляющие дев-мучениц, одна из них, в красном платье и с книгой в руке, - св. Екатерина Александрийская. Зеленая полоса перед троном Мадонны обозначает земную зону, где стоят св. Иоанн Креститель и апостол св. Иаков.

Бернардо Дадди был учеником Джотто. На это больше всего указывают тяжелые массивные формы сцены рождества Христова. Важную роль играет здесь и стремление передать глубину пространства с помощью темных и светлых цветовых пятен. Для этой картины характерен монументальный, фресковый способ изображения. В противовес этому живой динамизм цент­ральной картины, богатство ее декоративных форм и замечательная палитра свидетельствуют о влиянии современной художнику сиенской живописи. Иконографическая программа этого маленького домашнего алтаря и художественная манера исполнения повторяют триптих Бер­нардо Дадди 1333 года, хранящийся во флорентийском Музее Бигалло.

Это произведение - жемчужина коллекции знаменитого альтенбургского музея Бернарда Августа фон Линденау (1779 -1854). Этот видный ученый, выдающийся государственный дея­тель саксонского княжества купил ее, вероятно, в Италии в 1843-1844 гг.

Бернардо Дадди - Триптих
Бернардо Дадди - Триптих