Искусство

История искусства

Корейское классическое искусство

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СИЛЛА

О. Н. ГЛУХАРЕВА

В V-VI вв. в государстве Силла, находившемся в юго-восточной части Корейского полуострова и достигшем к тому времени значительного подъема экономики и культуры, особенно были развиты различные художественные и ремесленные объединения.

Талантливые керамисты, скульпторы, металлисты и ювелиры, резчики камня, ткачи, работавшие в этот период на территории Силла, славились своим высоким мастерством. Свидетельство тому замечательные художественные изделия, хранящиеся в музеях Кореи и других стран.

Но ни в одном из видов декоративно-прикладного искусства этого времени не проявились так ярко самобытность и неистощимая фантазия мастеров, как в великолепных ювелирных изделиях, которые восхищают изысканностью форм, разнообразием художественных приемов и богатством замыслов. Драгоценные украшения и другие сокровища, открытые в начале XX в. при раскопках кладбища правителей-ванов около селения Хваннамни, находящегося близ г. Кёнджу, бывшей столицы Силла, а также в других погребениях силлаской знати, показали, каких высот достигла художественная культура в ранний период развития государства Силла.

В 1921 г. было обнаружено захоронение одного из правителей Силла начала VI в., получившее название «Кымгванчхон» («Гробница золотой короны»). До настоящего времени остается неизвестным имя вана, похороненного здесь, но погребение эго богатое, так как в сравнительно небольшой камере (4,8 X 2,0 м), обшитой деревом, было обнаружено несколько тысяч различных изделий. Одних только бусин из горного хрусталя, нефрита, золота, серебра и цветного стекла было обнаружено около сорока тысяч.

Богато украшенное оружие, керамические сосуды, лаки, бронзовая и железная утварь, служившие правителю при жизни, и изделия погребального инвентаря заполняли эту гробницу. Среди них наиболее ценными и значительными в художественном отношении были многочисленные ювелирные украшения силлаского правителя.

Такого количества золотых сокровищ не было ни в одной из могил, открытых около Кёнджу. Среди драгоценностей этого погребения находились золотая корона (от которой могила и получила свое название), золотой пояс с многочисленными подвесками, браслеты, кольца, ожерелье из горного хрусталя и нефрита, а также золотые чашечки для вина.

Это обилие драгоценных золотых украшений в погребениях силлаской знати можно объяснить не только тем, что в V-VI вв. на территории Силла в большом количестве было обнаружено золото, но и особой любовью к украшениям, которые, сверкая на праздничных парадных одеждах, символизировали богатство и могущество их обладателей.

Золотые короны правителей были приняты не только в Силла, но и в других государствах на территории Кореи. Они отличались разнообразием форм и высоким вкусом - исполнители их хорошо понимали назначение вещи. Однако корона силлаского вана, обнаруженная в «Гробнице золотой короны», выделяется среди всех. Она, прежде всего, восхищает не только сложностью замысла, но и богатством приемов, послуживших для его художественного воплощения (рис. 5).

Рис. 5. Золотая корона одного из правителей государства Силла. Начало VI в. Национальный музей Кореи. Сеул
Рис. 5. Золотая корона одного из правителей государства Силла. Начало VI в. Национальный музей Кореи. Сеул

Блеск золота и игра света в хрустальных бусинах, подвесках, которые, качаясь 'при каждом движении - вана, переливались всеми цветами радуги, придавали короне торжественность и великолепие.

Корона выполнена из тонкого листового золота и состоит из обруча-венчика, от которого вверх отходят пять плоских узких пластин. На трех центральных пластинах есть роговидные ответвления, напоминающие условные изображения ветвей дерева, а две пластинки по их сторонам имеют вид изогнутых оленьих рогов. В обруче и пластинах пробиты мелкие отверстия, в которые пропущена тонкая проволока. На проволоке закреплены многочисленные бусины из горного хрусталя, цветного стекла и нефрита, а также блестки из золота и особые подвески из нефрита - магатама - в форме когтя тигра. Последним, как предполагают, в странах Дальнего Востока приписывалось магическое значение.

От обруча вниз свешивались две длинные подвески-цепочки с закрепленными на них листьями с магатама на концах. Подвески спускались на грудь, придавая еще большую торжественность облику вана.

Внутри обруча-венчика помещен небольшой ажурный колпачок с двумя отходящими от него ажурными крыльями, украшенными многочисленными блестками, Возможно, что крылья имели символическое значение в коронах для погребального культа, так как у древних корейцев перья служили символом полета в загробный мир, о чем есть упоминание в китайской династийной хронике «История Троецарствия» («Саньго чжи»). Там, в частности, сообщается об употреблении перьев в погребальном ритуале древней Кореи на юге страны («История Троецарствия» («Саньго чжи»), разд. «Вэйчжи», гл. «Дун и».).Оленьи рога и деревья также были объектами поклонения у многих народов (Kim Chewon, Kim Wonуong, The art of Korea, London, 1961, стр. 178.).

Сложная форма этой короны близка к сарматской, найденной в погребении около Новочеркасска, а также к шаманским головным уборам из березовой коры, которые существовали в Сибири, на Енисее. Корона в виде обруча с изображением деревьев, возможно, имеет связь с художественными представлениями у кочевых народов Севера.

Корона, открытая в погребении Силла. отличается легкостью и относительной непрочностью. Это дает основание предполагать, что она была сделана только для погребения правителя и, возможно, точно имитировала более солидную корону, служившую для торжественных приемов и церемоний.

Среди шести или семи корон правителей Силла, обнаруженных в погребениях до настоящего времени, выделяется также золотая корона из погребения «Собончхон» («Могила счастливого феникса»), также находящегося близ Кёнджу. Необычна ее форма. В отличие от описанной, эта корона не имеет колпачка внутри обруча, а только как бы куполообразную рамку из двух перекрещивающихся полос, концы которых прикреплены к обручу. На верхней части этой рамки расположена веточка и три силуэтно выполненные птицы. Эта корона по форме значительно проще других и, по предположению корейских исследователей, сделана мастерами из Тэгу и Янсана, расположенных сравнительно далеко от Кёнджу.

Богатством композиций, изобретательностью и самобытностью отмечены все короны правителей периода Трех государств (I в. до н. э.- VII в. н. э.), открытые в Корее.

В «Гробнице золотой короны», как уже указывалось, был обнаружен также драгоценный, длиной 162,6 см, золотой пояс правителя (рис. 6). Он украшен подвесками из цветного стекла и нефрита. В настоящее время пояс, как и корона, хранится в Национальном музее Кореи в Сеуле.

Рис. 6. Пояс с подвесками. Золото. Период Силла. VI в. Национальный музей Кореи. Сеул
Рис. 6. Пояс с подвесками. Золото. Период Силла. VI в. Национальный музей Кореи. Сеул

Пояс из «Гробницы золотой короны» состоит из 39 ажурных квадратных пластин, которые первоначально были, по-видимому, укреплены на коже или ткани, истлевшей от времени. Пояс заканчивается половинками пряжки, сходящимися в центре. Каждая из ажурных пластин в нижней части дополнена сердцеобразной пластинкой с ажурным цветочным узором, носившим в Китае название гуайюнь, т. е. «фантастического облачного узора». К этой пластинке прикреплены семнадцать подвесок.

Точное первоначальное расположение этих поясных подвесок и их назначение до настоящего времени остаются неизвестными. Длина большинства подвесок не превышает 20 см. Исключение составляет лишь одна из них, ее длина-68,55 см. Три подвески представляют тонкие цепочки с жемчужинами и золотыми листочками; остальные состоят из овальных вогнутых пластин и заканчиваются различными предметами то в виде рыбок, то в виде плоских сверкающих золотых пластинок, то в виде магатама из золота и нефрита. Согласно китайским источникам VIII-X вв., например «Истории Тан» («Тан шу»), подвески в виде рыб (юфу) на поясах китайских сановников служили определением их высокого ранга.

К одной из подвесок прикреплен футляр из голубого стекла, а к другой - футляр оригинальной формы в виде восьмигранника, искусно 'выполненный из золота. Возможно, что футляры на подвесках использовались для ношения лекарств, трута или кремня (Там же, стр. 188.). Среди предметов, подвешенных к поясу, выделяются шестиугольная золотая ажурная пластинка и предмет, напоминающий по форме кисть, украшенную блестками. Оба эти предмета отличаются от других крупными размерами.

Подобные золотые пояса с подвесками были известны в Китае уже в V в., о чем свидетельствует находка золотого пояса в одной из могил около Нанкина. Из Китая парадные золотые пояса в V-VI вв. были заимствованы корейскими правителями как эмблемы знатности и могущества.

Корона с блистающими золотыми 'блестками и богатый золотой пояс с многочисленными подвесками создавали при парадных церемониях особую торжественность и впечатление могущества вана.

О любви силлаской знати к золотым украшениям свидетельствуют и другие многочисленные находки драгоценных изделий в погребениях около Кёнджу, также датируемые V-VI вв.

Особой виртуозностью исполнения отличаются золотые и бронзовые серьги с длинными подвесками (рис. 7). В этих изделиях ювелиры Силла проявили себя талантливыми художниками, они продемонстрировали разнообразие форм и богатство приемов.

Рис. 7. Серьги. Золото. Период Силла. V - VI вв. Национальный музей Кореи. Сеул
Рис. 7. Серьги. Золото. Период Силла. V - VI вв. Национальный музей Кореи. Сеул

В могилах силлаской аристократии были обнаружены серьги двух типов: одни из них с тонким кольцом из проволоки, другие с толстыми пустотелыми кольцами, в которых имеется узкая щель, куда пропускалась мочка уха (рис. 7 а и б).

Наиболее характерны для раннего периода Силла серьги из золота и позолоченной бронзы с длинными, достигающими 8 см, подвесками. Эти серьги носили знатные мужчины и женщины, но выделить, какие из серег принадлежали женщинам, а какие мужчинам, до настоящего времени не удалось.

В Национальном музее в Сеуле хранятся великолепные по замыслу и исполнению золотые серьги, открытые в погребении близ Кёнджу (рис.7б). Онисостоят из двух колец и подвески. Верхнее толстое кольцо украшено изысканным филигранным узором из шестиугольников с миниатюрными трилистниками внутри, ко второму, более тонкому, также украшенному филигранным узором, прикреплены подвески сложной формы - из маленьких золотых колечек с двумя рядами лепестков, из-под которых в центре виден более длинный лист, украшенный зернью Немало понадобилось терпения и времени мастеру-ювелиру, чтобы создать такое произведение, показывающее прекрасное владение техникой и тщательность исполнения.

Восхищают высоким мастерством серьги из золота, открытые в богатом погребении в Хванори около Кёнджу, которые также хранятся в Национальном музее Сеула (рис.7 в и г). Они состоят из двух колец продетых одно в другое, и подвески. К нижнему, меньшему кольцу прикреплена небольшая пластйнка инкрустированная стеклянными мелкими бусинами и несущая подвеску в форме вытянутого сердца с тонкой зернью по краям. С двух сторон сердцеобразной подвески прикреплены круглые блестки, сверкающие при движении.

Серьги, обнаруженные в других погребениях силлаской знати в окрестностях Кёнджу, также отличаются изысканностью форм и тонкостью ювелирного мастерства. Одни из них украшены филигранью, другие - цветным стеклом и блестками.

Не менее интересны и другие золотые украшения этого времени. В Национальном музее в Сеуле хранятся бронзовые позолоченные браслеты в виде крупных колец, обвитых драконовидными чудищами, а также многочисленные перстни из золота и серебра, украшенные камнями и стеклом.

Среди ювелирных изделий Сила выделяются бронзовые позолоченные туфли (V в.), открытые в «Синничхон» («Гробница нарядных туфель») в Кёнджу, богато декорированные рельефными изображениями демонов, птиц, лотосов и сверкающими блестками. Можно предполагать, что подобная обувь исполнялась лишь для погребения, так как не только вся поверхность туфель, но и подошвы украшены различными изображениями.

Ювелирные изделия, открытые в погребениях V-VI вв. около Кёнджу, свидетельствуют о высокой художественной культуре, которая сложилась и развилась в этот период. Свидетельствуют они также о большом вкусе талантливых мастеров-ювелиров, которые будучи подневольными, могли создавать драгоценные украшения, поражающие изысканностью и красотой форм.