Искусство

История искусства

Мир Леонардо Да Винчи

VI. Недосягаемая высота

Леонардо Да Винчи
Чезаре Борджиа принадлежал скорее к северному, чем к средиземноморскому типу мужчины. Поэтому есть основание поверить, что этот выполненный красным мелком рисунок — портрет грозного воителя. Курчавая светлая борода на портрете очень похожа на ту, которую Чезаре носил и которую, как известно, обожал.

***


    Для этого он изобрел разные приспособления для ныряния, а также то, что можно назвать маленькой подводной лодкой, с помощью которой можно было незаметно подобраться к неприятельским кораблям под водой. Сама идея не была нова: еще Аристотель писал о нырятельном колоколе в руках; у Леонардо были описания масок и дыхательных трубок, используемых восточными ловцами жемчуга. Однако он скорее всего изобрел нечто новое, прежде неслыханное: некое средство для обеспечения человека, находящегося под водой, воздухом. Что это было — он держал в секрете и отказывался разглашать «по причине .злой человеческой природы». В этом объяснении можно усомниться: в других случаях Леонардо охотно демонстрировал свои хитроумные и даже смертоносные изобретения. Однако его зашифрованные записи и данный в письменной форме совет самому себе «найти какого-нибудь простого юношу», чтобы тот помогал ему в изготовлении нырятельного оборудования, свидетельствуют о том, что он был близок к созданию чего-то действительно из ряда вон выходящего. По мере успешного продвижения работы Леонардо все больше верил в успех. Он был настолько уверен, что уничтожит турок, что, как будто грезя наяву, писал пламенные слова: «Я разрушу гавань! Если вы не сдадитесь через четыре часа, то все пойдете ко дну!» Он также сочинял письма, в которых требовал себе огромную долю добычи от еще не захваченного флота («Половина добычи будет твоей без рассуждений!») и пытался ставить условия венецианцам, чтобы быть уверенным, что те не отделаются от него прежде, чем он получит спою долю. Однако все его усилия были напрасны. По какой-то причине Леонардо покинул город, а венецианцы избавились от турок без его помощи. Все это кажется загадочным — еще одна неразрешимая загадка его жизни.

    Когда весной 1500 года Леонардо приехал во Флоренцию, то нашел, что духовная атмосфера там полностью изменилась. Пятьсот лет назад, когда приближался тысячный год от Рождества Христова, весь христианский мир был охвачен религиозной истерией, которая иногда граничила с сумасшествием. Конец света, туманно предсказанный в Апокалипсисе, казалось, вот-вот должен был наступить. И теперь во Флоренции, когда приближалась новая — серединная дата, повторялось нечто подобное хотя и не в столь напряженной форме. Лоренцо Великолепный к тому времени умер. Не обладавшее его опытом, семейство Медичи потеряло власть над Флоренцией и было изгнано. В 1490-е годы фанатичный доминиканский монах Савонарола приобрел огромное влияние на горожан, произнося громоподобные проповеди о скором конце света. «Вниз, вниз отправляйтесь со всем вашим золотом и украшениями, вниз, туда; где тела идут на корм червям!» — кричал он, и сраженные ужасом и охваченные чувством вины флорентинцы сооружали огромные костры — «костры покаяния», бросая в них драгоценности, богатое платье, манускрипты, картины. В конечном счете вес это обернулось против самого Савонаролы: в 1498 году он был повешен, а затем тело его было сожжено на площади Синьории. Через два года после этого, когда во Флоренцию вернулся Леонардо, атмосфера в ней снова стала сгущаться.

    Леонардо не нравилось все, что делал Савонарола, о котором oн знал понаслышке, и едва ли на него могли бы произвести впечатление его ужасные проповеди. Вряд ли его удивила и смерть этого фанатика. Но что творилось теперь в искусстве. Спонтанность и веселость Кватроченто исчезли. Боттичелли и Филиппино Липни отказались от античности и обратились к религиозным темам. Что касается других художников, то учитель Леонардо Верроккио уже давно умер, Гирландайо и Антонио дель Поллайоло также лежали в могилах. Правда, на небосклоне появилась новая звезда — двадцатипятилетний Микеланджело. Его слава поистине соперничала с той, которой Леонардо добился только к сорока восьми годам.

начало содержание продолжение