Искусство

История искусства

Мастера: Новеллы о художниках

(Долгополов И.В.)
Оглавление

РЯБУШКИН

За окном вагона черным частоколом стоят ели. Брезжит рассвет. Алые копья зари пробивают волнистый туман, и лес оживает. Вот на опушку выбегает девушка-березка, молоденькая, вся в красном, за ней - другая, в золоте, а через мгновение они уже ведут нескончаемый кудрявый хоровод с подругами. Рассвело, тумана как не бывало. Поезд входит в светлую березовую рощу.

Березы стоят белые-белые, как мрамор, их вершины то в багряном, то в червонном уборе. Колоннада белоснежных стволов с золотым куполом: русский Парфенон! Как прекрасен он на фоне бледной лазури осеннего неба!

Великий в своей царственной простоте колорит «Троицы» Рублева. Белое, золото, голубое... Древние белокаменные златоглавые храмы Московского Кремля, Новгорода, Пскова - как все это сливается с картиной родной природы!

Русская природа! Какой неиссякаемый родник для истинного художника! Но эта россыпь драгоценных самоцветов запрятана в сказочный ларец, и только немногим посвященным даны ключи к нему...

«1875 г. Августа 16 дано сие Тамбовской губернии Борисоглебского уезда из Борисоглебского волостного правления мальчику села Станичной Слободы Андрею Петрову Рябушкину в том, что он уволен для поступления в воспитанники какого-либо художественного заведения, где только может быть принят к изучению художественному искусству... Рожден от государственного крестьянина Петра Васильева и жены его Пелагеи Ивановой Рябушкиных 17 октября 1861 года. Родителей его в живых нет...»

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда поступил юный Рябушкин, была добрая

обстановка.

«Здесь все жило духом В. Г. Перова,- вспоминает это время Нестеров.- Василий Григорьевич приходил рано, уходил поздно, с учениками всячески поддерживая общий подъем духа, а в минуту усталости он двумя-тремя словами, сказанными горячо, умел оживить работающих. «Господа, отдохните, спойте что-нибудь». И весь класс дружно запевал «Вниз по матушке, по Волге»... и работа вновь кипела, усталости как не бывало».

Одним из лучших певцов училища был Андрей Рябушкпн, необычайно музыкальный, обладавший прекрасным грудным голосом, одаренный юноша. Учился хорошо и усердно; любил лекции по истории Руси, которые читались в училище.

...Часто после лекции бродил он по вечерней Москве. Шел по шумной Мясницкой, выходил на Лубянку, а там вдоль стены Китай-города - к лавчонкам букивистов. Чего только тут не было, каких только книг, альбомов, эстампов! Вот где раздолье любителю старины! Одна беда: не на что купить. Но зато глядеть можно сколько угодно. Насмотревшись вволю, он брел по Ильинке - мимо солидного здания Биржи и торговых рядов. Здесь «володел и правил Господин Банкнот».

Красная площадь, Василий Блаженный - храм-цветок. Перед глазами Андрея как бы проходили страницы истории...

«Тяжелые это были дни,- рассказывал позже художник друзьям.- Частенько сидел безвылазно дома, ждал очереди на приличное платье, чтобы выйти на улицу».

Перов любил Рябушкина, часто звал его домой обедать, но тот редко приходил. Застенчивый, тихий, самолюбивый, Андрей не хотел, чтобы его жалели. Он производил впечатление (на мало знающих его) человека угрюмого и необщительного. Работал юноша неутомимо. Много компоновал, везде и всюду с карандашом: в училище, дома, вечерами у друзей.

Первый успех пришел на ученической выставке 1880 года. Его картину «Крестьянская свадьба» заметил и купил П. М. Третьяков. С той поры он всегда привечал Рябушкина. Да не только его, но и товарищей. Ведь вместе с ним учились Архипов, братья Коровины, Левитан, Нестеров,

В 1882 году Рябушкин уходит из училища и поступает в Петербургскую Академию художеств. Опять годы штудии, упорного труда и нищеты. Он живет на казенной квартире - так гордо именовалась конура под крышей. В архивах академии ряд просьб о пособиях. Вот одна из них: «Только безвыходное положение заставляет меня быть столь дерзким, что я решаюсь беспокоить своей просьбой Совет Императорской Академии Художеств».

Рябушкин был очень музыкален, играл на скрипке, гитаре, гармони, сделал сам черемисские гусли. Он не только исполнял, но и сочинял мелодии; страстно любил русскую музыку: Глинку, Мусоргского, Бородина.

Его современник А. Воскресенский вспоминает об одном из вечеров, устроенных академистами на масленицу, когда Рябушкин вызвал всеобщий восторг игрой на балалайке и приплясыванием в костюме деревенского парня во главе длинной процессии.

Рутина академии, шаблонные, мертвящие схемы академических заданий не сломили молодого художника.

Поучительна его история с конкурсной композицией на Большую золотую медаль- «Снятие со креста». Он сделал свыше 50 эскизов к своей программе и громадный картон углем, а к картине приступил всего лишь за месяц до конкурса. Написал ее сразу - свежо и сильно. Однако совет академии не нашел возможным присудить ему медаль, так как художник нарушил условия конкурса: отошел от эскиза.

Третьяков, пристально наблюдавший за Рябушкиным. приехал посмотреть полотно. На вопрос Павла Михайловича, как автор намерен поступить с картиной, ответ был краток: «Разрежу на куски, на этюды». В этом был весь художник - непосредственный, мятущийся. «Зачем? Продайте лучше мне за 500 рублей». Рябушкин, сидевший без гроша, с радостью тут же отдал картину.

...Пятнадцать лет занятий позади. Звание классного художника 1-й степени получено. Средства на поездку за границу наконец выделены. Но Рябушкин принимает иное решение. Он отказывается ехать за границу и отправляется странствовать по России. Побывал в Ростове Великом, Новгороде, Пскове, Киеве, Ярославле, Москве, на родине.

Художник копирует древние фрески, много рисует.

Его друг Тюменев вспоминает, что Рябушкин интересовался «каждой мелкой подробностью, каждым старинным костюмом, старинной песней, старинной грамотой, старинной утварью, резьбой на избе, старинным узором на тканях, вышивками на полотенцах». Он запоминал «каждую интересную мелодию, каждое меткое выражение, одним словом, жил и дышал только своим, народным, русским». Страсть к русской старине, к народному творчеству завладела сердцем, околдовала душу. Он навсегда полюбил веселую цветастость и жаркие краски народных изделий.

В эти годы Рябушкин создает картины «Ожидание новобрачных» (1891), «Потешные в кружале» (1892) и, наконец, «Боярская дума» (1892). Композиция их оригинальна, хотя написаны они еще в традиционном, темном, приглушенном, колорите. Привлекают проникновенное раскрытие образов, чистота и мягкость...

«Семья купца XVII века». На нас пристально смотрит глава семьи, черноволосый бородатый купец. Диковинны разрисованные лица женщин - жены и старшей дочери. Суров был житейский уклад того времени: «Боярыня или боярышня, бросившаяся бельма выкатывать, белиться, румяниться, сурьмить ресницы и подводить брови, подвергалась заточению в монастырь или домашнему истязанию». Лицо младшей дочери мягко и непосредственно: оно не сковано косметикой.

Но не это главное в картине. Поражает светлая, нарядная гамма красок, ее колорит. С первого взгляда кажется, что группа расположилась в дворцовом интерьере - так богат золотой фон и блестит золото ковра под ногами. Вглядевшись, вы обнаруживаете, что фон за людьми - рогожа, а на полу - солома. Рябушкину удалось найти в простых, казалось бы, специально упрощенных деталях их драгоценные качества. Превосходно написана одежда. Словом, не прошло даром многолетнее изучение русской старины, ее быта.

В картине «Московская улица XVII века» есть еще некоторая литературность сюжета, приглушенность колорита, а в «Семье купца» художник обрел новый, мажорный, просветленный, почерк.

«Русские женщины XVII столетия в церкви». Нежные, розово-малиновые, красные, желтые тона сливаются и как бы поют.

«Вот теперь я только выучился»,- сказал художник, написав эту картину.

Вихрем мчатся кони, самоцветами зажгло солнце краски свадебного поезда. «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». На холсте воплощено все богатство палитры художника. Гамма горячих - красных и желтых - красок контрастирует с холодными полутонами строений и снега. Атмосфера весеннего вечера, закатных лучей солнца создает настроение поэтическое. О чем грустит девушка, идущая на нас, почему она отвернулась от красочного зрелища?..

«Чаепитие» - вершина жанровых произведений Рябушкина. Картина необычайно современна по рисунку и цвету. В своих поздних произведениях Рябушкин проник в стихию русского народного колорита, раскрыл красоту Древней Руси, красоту, которая сохранилась в душе народа.

Талант Андрея Рябушкина не был так велик, как дар Сурикова или Репина. Но и ему удалось сказать свежее, светлое слово в русской живописи.



Оглавление | Репродукции: 1 2 3 4 5