Искусство

История искусства

Русское искусство XVIII века

К вопросу о взаимоотношениях народных картинок (гравюр на дереве) с произведениями прикладного искусства

Известно, что русские народные картинки, называемые лубками, являются отражением социально-исторических и художественных представлений городского ремесленного посада. Их появление и расцвет в жанре народного эстампа были обусловлены экономическими и культурными предпосылками наступившего нового периода в русской истории XVIII столетия.

Важно отметить также, что народные картинки по своей природе носили двойственный характер. С одной стороны, они приближались к профессиональному искусству как произведения станкового графического искусства, с другой — в них проявлялось чисто народное понимание изобразительных форм и острота содержания. Отсюда проистекает их близость к профессиональному искусству и народно-прикладному творчеству. В искусствоведческой литературе уже давно отмечалось влияние народных картинок на произведения прикладного искусства. Но все же в целом их связь по-настоящему никем не была изучена.

Исследование этих отношений позволит глубже понять характер творчества мастеров-ремесленников города в результате изменения их мировидения на рубеже XVII—XVIII столетий, а также поможет проследить эволюцию изобразительных форм и приемов в произведениях прикладного искусства в связи с разработкой бытового жанра в XVIII в.

Настоящая работа не претендует на всестороннее освещение этой проблемы. Это лишь первая попытка в определении того общего, что существовало между народными картинками, исполненными в технике гравюр на дереве в XVIII в., и сохранившимися произведениями прикладного искусства того же времени, поэтому и выводы могут носить пока только предварительный характер.

Привлекаемые в статье примеры ограничены только некоторыми видами прикладного творчества. Это — ручная набойка, роспись по дереву и живописные изразцы. Наша задача — не столько установление близких сюжетов, сколько выявление соответствий в изобразительной системе народных картинок и произведений бытового искусства.

Рассмотрение памятников под таким углом зрения обусловливается тем, что полного сходства, даже в одних и тех же сюжетах, мы не найдем вследствие многообразия существующих видов прикладного искусства, техник обработки материала и характера образов. В неповторимости решения аналогичных тем обнаруживается одно из замечательных свойств народного искусства. Общность тематики свидетельствует лишь об определенной популярности тех или иных мотивов и образов, об интересах мастеров-создателей, об аналогичном круге «изобразительных элементов».

Итак, выявление стилистической общности художественного языка, понимание особенностей мировидения мастеров-ремесленников города — главная задача настоящего исследования.