Искусство

История искусства

За кулисами

Дэвид Ресснер
За "фасадом" любой витрины с образцами восхитительных багетов скрывается эффективная деятельность багетной мастерской.
В ответе на вопрос: "Какой основной принцип проектирования и работы подсобного производственного помещения?", владельцы багетных мастерских сходились в следующем: главное отделять зерна от плевел, т.е. оберегать чистые материалы от грязи и хранить все необходимое в доступных и надежных местах.
Однако это уже два принципа, но с точки зрения практиков, использование лишь одного из них неэффективно. На протяжении столетий мастера и владельцы багетных мастерских упоминали эти соображения как основные элементы планирования производственных площадей.
Что касается доступности и удобства расположения материалов, старейший галерейщик и владелец багетной мастерской Рой Сейпер замечает: "Если мы тратим от 30 секунд до одной минуты на поиск необходимого материала или инструмента (а мастеру приходится делать это до 50 раз в день), можете прикинуть, во что это обходится в итоге: в пересчете на реальные деньги получается довольно кругленькая сумма. Но если мастера имеют свободный доступ к ящикам или полкам в пределах рабочего стола, экономятся значительные ресурсы времени, энергии и денег".

УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАТЬ ЗАРАНЕЕ
Стремление облегчить работу, сэкономить время, а также денежные средства - необходимые факторы продуманной планировки багетной мастерской. По мнению консультанта В. Кистлер, первый шаг в разработке производственного помещения состоит в грамотной оценке характера выполняемой там работы. Она говорит, что даже если вы переделываете свою старую мастерскую, очень важно заново оценить ее функциональное назначение, поскольку центр вашей деловой активности мог за этот период значительно сместиться.
Прежде всего, ответьте на несколько вопросов: работаете ли вы только на заказ, производите ли собственную продукцию или занимаетесь всем понемногу? Сколько служащих будет занято в мастерской одновременно? Каков принцип разделения труда среди них? Есть ли необходимость в размещении и обрамлении произведений крупного размера? Что представляет собой основная часть заказов на багетные работы - постеры или оригинальную живопись? Исходя из ответов определяется комплектация "инвентаря", место его содержания, организация "рабочих мест", движение производственного цикла, а также тип оборудования.
Во время планирования производственных функций следует предусмотреть дополнительные нагрузки помещений: транспортировку, прием, хранение материалов и произведений искусства, площади под офис, столовую, санузлы. Отсутствие этих площадей в проекте будет означать, что позднее их придется "втискивать" в осуществленную планировку, что негативно скажется на конечном результате.

РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА
Теперь можно приступать к проектированию дизайна помещений. Рой Сейпер и багетчик Стив Этлэс, разработавшие проекты багетных мастерских, советуют консультироваться со множеством специалистов и своими сотрудниками: "Поговорите с каждым из служащих и коллегами по багетному бизнесу, включая продавцов. Совместный опыт очень полезен".
На стадии проектирования мастерской Этлэс решил попробовать различные варианты планировки. Он построил макет, используя передвижные модули рабочих мест, пространства для хранения сырья, готовой продукции и площадки для размещения станков.
Р. Сейпер напоминает будущим дизайнерам-конструкторам о важности создания благоприятной атмосферы и комфорта. "В конце концов, -говорит он, - это ваш дом в течение восьми и -вполне возможно - более часов ежедневно". Он старался спроектировать мастерскую в стиле гостиной, дающем два бесспорных преимущества. Работать в таком интерьере гораздо приятнее и, -что очень важно - каждый сотрудник будет гордиться удачной планировкой, внешним видом и элементами интерьера.

ХРАНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА И МАТЕРИАЛОВ
Поскольку произведения искусства и материалы для обрамления - "хлеб насущный" всех багетчиков, их сохранность и содержание - ключевые элементы планировки мастерской. До начала обрамления живопись следует хранить в защитных "конвертах" (кроме произведений, созданных деликатными средствами, например, пастелью). Стив и Пэт Кочис - владельцы компании "Оеадп Стоив", расположенной в>. Джексонвиль, - предпочитают хранить такие вещи в горизонтальных ящиках, встроенных в стальные шкафы-файлы. Каждый ящик промаркирован буквенным обозначением, которое также записывается на бланке заказа.
По окончании обрамления, багетчики предпочитают хранить картины, обернутые в защитную оболочку в вертикальном положении, по принципу "спина к спине". Таким образом они защищаются от повреждений прикосновениями крючков, кронштейнов и проволоки. Между особенно деликатными произведениями располагаются разделительные перегородки и все они запаиваются в полиэтилен.
Что же касается помещений для хранения работ, Д. Забелл рекомендует использовать площади рядом с дверью, отделяющей мастерскую от галереи. Данное помещение должно быть доступно и располагаться на открытом и совершенно чистом пространстве. Забелл поясняет: "Необходимость в открытом доступе вызвана характером деятельности галереи, так как произведения находятся в постоянном обращении. Соблюдение чистоты - исключительно принципиальный вопрос, в особенности, если это касается рам. Помещение багетной мастерской органично соединяется с пространством галереи, поэтому все "видимые" и "слышимые" аспекты работы багетчиков должны быть сведены к минимуму".
Если говорить о способе и месте хранения материалов, то идеальное пространство для этого может быть поблизости отдела приема работ, который всегда располагается в чистой части мастерской.
Если мы затронули проблему опилок и пыли, следует упомянуть и о том, что наибольшие опасения вызывает способ хранения багета. Как сохранить багет в идеальном состоянии - в вертикальном или горизонтальном положении? Конечно, для некоторых проблема решается просто в силу ограниченной высоты потолка. Если она не более 2,5 м, у вас просто нет выбора: как можно эффективнее используйте возможности горизонтального расположения реек, что требует большей площади. В вертикальном положении багет можно расположить вплотную друг к другу, что совершенно недопустимо при горизонтальном складировании.

ОСВЕЩЕНИЕ И ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ
Вопросы освещения и энергоснабжения галереи и мастерской - подачу электричества, сжатого воздуха и т.д. - часто не находят должного внимания в проектах. Д. Забелл предпочитает укреплять шланги для подачи воздуха и электропроводку у самого потолка, чтобы они находились над рабочими столами. Таким образом, к ним обеспечивается удобный доступ и в то же время шланги и провода не мешают работе и проходу.
В стремлении усилить впечатление и атмосферу "гостиной" в своей галерее и багетной мастерской, Р. Сейпер прибегнул к естественному освещению. "Возможно, посетители не обращают внимания на эти элементы планировки, которые оказывают существенное воздействие на результат работы, - говорит он. - Покупатели всегда благодарят нас за помощь, а наличие таких конструктивных элементов, как дневной свет дает возможность подбирать наиболее гармоничные оттенки цвета".
Однако если создание окна в крыше не входит в планы, на помощь приходит искусственное освещение. Флуоресцентные лампы, безусловно, -наиболее подходящий вид освещения: они долговечны и при этом менее энергоемки. Вместе с тем, освещение лампами накаливания - особенно галогенными - обладает наилучшими цветопереда-ющими характеристиками.
Лампы накаливания и флуоресцентные имеют недостатки, которые менее заметны в совместном использовании. В любой багетной мастерской есть участок, где обычно производятся аккуратные работы по подбору цветов - например, за
Расположение багетной мастерской на втором этаже здания на первый взгляд не кажется логичным, но если именно здесь вам предоставлено обширное пространство, вы просто обязаны им воспользоваться, сделав его максимально удобным. Дизайнерское решение этой багетной мастерской предусматривает помещения для хранения багета и стекла внутри и вблизи входа в мастерскую. Таким образом, оба материала находятся в пределах легкой досягаемости резаков. Остальные конструктивные элементы плана подчинены логике процесса багетного производства.

За кулисами
1. Рабочая стойка-стол; 2. Стеллаж для горизонтального хранения багета; 3. Емкости для хранения под столами; 4. Устройство для рубки материала; 5. Верстак; 6. Пресс для сухой сборки;7. Рабочий стол; 8. Резак для паспарту; 9. Резак под овал; 10. Рабочий стол для подгонки; П. Емкости для хранения стекла под столом; 12. Офис; 13. Помещение для хранения паспарту; 14. Стенной резак для стекла и картона.


дизайнерским столом, - именно комбинация этих ламп даст желаемый результат.

СОБЛЮДЕНИЕ ЧИСТОТЫ
Резкий свет негативно сказывается на восприятии живописи, а также элементов багета; однако грязь и беспорядок в мастерской крайне вредны как для произведений искусства, так и для сотрудников. Умение содержать производство в чистоте и полном порядке - довольно серьезная проблема.
Р. Сейпер поддерживает чистоту и порядок в своей галерее в первую очередь, исключая саму возможность загрязнения. Как же ему это удается? Оказывается, он использует уже нарезанный багет. "Работа с ним гораздо эффективнее, - говорит мастер. - По общему признанию, платить приходится несколько больше, но - и это важно - отходы нулевые. Вы существенно экономите на своих затратах. Тем временем экономятся ваши складские площади и устраняется риск повреждений, вызванных работой пресловутых пил. А решающим фактором является отсутствие пыли".
Если же вы предпочитаете покупать багет в больших объемах и заниматься его резкой, то и тут есть определенные возможности для соблюдения элементарных мер по предупреждению беспорядка и содержания произведений живописи в безукоризненной чистоте. С. Этлес в своей галерее предусматривает специальное помещение для резки багета, но кроме того, мастер активно использует автоматические вытяжные системы.
Тот факт, что багетчики строго разделяют загрязненные и чистые помещения говорит о том, что они внимательно следят за "санитарным" состоянием мастерской, игнорируя некоторые эстетические нормы и правила. Представьте, насколько приятнее было бы работать в помещении с ковровым покрытием и окнами.
Безусловно, приятная рабочая атмосфера помогают сделать труд производительнее. И даже незначительные инвестиции могут вернуться с большой отдачей. Например, ковровое покрытие не только создает благоприятную рабочую атмосферу, но уменьшает уровень шума, понижает усталость и напряжение в ногах. Дот Рикерт, владелец мастерской "ОоСз Ргате Зпор" в городке Оез Моюез, замечает: "Ковровое покрытие оказывает благоприятное воздействие на ноги и в то же время для его очистки необходимо всего лишь воспользоваться пылесосом. В случае с цементным полом положение однозначное: только попробуйте подмести с него древесную или иную стружку, хорошего результата все равно не добьетесь".
Для дополнительного снижения шума Этлес расположил компрессор в отдельном помещении или просто заключал его в короб из толстого пе-нокартона.
Однако что бы вы ни делали, все багетные мастера сходятся в одном: резиновые маты просто незаменимы на рабочих столах. "Другие прелести" включают в себя верстаки, достаточно высокие, чтобы багетчикам не приходилось трудиться в "три погибели", табуреты с подбивкой, высота которых позволяет и работать, и сидеть, а также тяжелое оборудование на колесиках.
Сейпер в заключение находит несколько приободряющих слов проектантам собственных помещений: "Всегда планируйте наперед, - говорит он. - В конечном итоге, именно это сэкономит время, деньги и энергию для работы".
За кулисами
Стив Этлес построил свою галерею в Сан Диего, что называется, "с нуля". В его распоряжении оказалась площадь довольно внушительных размеров, однако он отлично представлял себе, что без четкой организации все это пространство из акти вое превратится в пассивы. Он многократно компоновал и переделывал на бумаге проект до того, как установил свет и вбил первый гвоздь. Каждое рабочее место имеет адекватное освещение, удобный способ электропроводки сверху для подсоединения электрооборудования и вмес тительные емкости для час то используемых материй лов. Вдоль стен укреплены стеллажи и резервуары.



Список статей