Искусство

История искусства

Высокое искусство на рынке творческих профессий

Е. Перевозникова,
руководитель проекта "Кадровый Проект "Альянс"", кандидат психологических наук

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ГРАНДИОЗНЫХ ПО СЛОЖНОСТИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ. ОНА НЕ ПОСТАВЛЕНА В ДОСТАТОЧНОЙ СТЕПЕНИ КОРРЕКТНО КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА, ХОТЯ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УСПЕХОВ В ЕЕ РАЗРЕШЕНИИ ЕДВА ЛИ МОЖНО ПЕРЕОЦЕНИТЬ. ИСКУССТВО В ОТЛИЧИЕ ОТ НАУКИ ПРОДОЛЖАЕТ УЧИТЬ ЦЕЛОСТНОМУ, СИНТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПРИЯТИЮ. БОЛЕЕ ТОГО, ОНО УЧИТ ИЗВЛЕКАТЬ СМЫСЛ.

Современная наука, техника требуют от человека все большей визуальной культуры, которая становится существенной составной частью профессионального облика многих видов человеческой деятельности.

Именно в наш век, век "визуального хаоса" вновь возникает потребность "нести культуру в массы". Изобразительная культура, являющаяся неотъемлемой частью культуры современного человека, должна способствовать преодолению визуального хаоса, связанного с появлением новых средств коммуникации, расширением предметного мира, либо должна, как минимум, помочь человеку ориентироваться в нем. Сейчас, как никогда, велика потребность в людях, носителях "изобразительной культуры", людях творческих, художественно образованных. Однако часто мы сталкиваемся с ситуацией оторванности "высокого искусства" от практических запросов реальной жизненной ситуации. Анализ данной проблематики на рынке труда выявил несоответствие спроса и предложения профессионалов "мира искусства". Однозначно отмечается расширение списка профессий, имеющих отношение к изобразительной деятельности во всех ее аспектах. Специалисты в сфере подбора персонала и кадрового консалтинга отмечают повышение запроса на специальное (художественное, архитектурное и т.д.) образование представителей следующих профессий: дизайнер, архитектор-дизайнер, художник-дизайнер, дизайнер-верстальщик, УУеЬ-дизайнер, арт-директор и т.д. При этом сферы применения знаний специалистов - разнообразны. Это и строительство, и полиграфия, и образование, и производство... Список можно продолжать бесконечно.
И здесь мы вплотную подходим к проблеме наличия людей с высшим, специальным образованием в России и их включенностью в жизненные реалии.

Безусловно, мечта любого выпускника художественного факультета - персональные выставки, свобода творчества. Однако реализация имеющегося творческого потенциала, самореализация могут осуществиться и в других направлениях деятельности. По данным исследований маркетингового отдела "Кадрового проекта "Альянс"" ежедневно в Москве возникает 50 новых вакансий для специалистов с художественным, архитектурным образованием. Мы говорим о запросе на специалистов, обладающих проектным мышлением, т. е. практиков, реально осуществляющих творческую деятельность не только в "мире высокого искусства", но и в иных прикладных сферах.

Анализируя предъявляемые требования и пожелания к специалистам можно выделить следующие "полюсы", влияющие на предлагаемую ступень в карьерной лестнице и соответственно оплату труда:
- высшее образование, желательно специальное (при наличии специального образования - уровень предлагаемой заработной платы значительно повышается);
- знание специальных компьютерных программ;
- опыт работы в данной вакансии.
Общие требования для всех предлагаемых вакансий - это художественный вкус, чувство стиля, композиции, творческий подход, художественные и графические способности. Возрастные ограничения лежат в пределах 23-45 лет. Деление по половому признаку не выражено. Исходя из опыта работы можно отметить тенденцию увеличения числа художников, успешно совмещающих достижения в сферах "высокого искусства" с карьерным ростом в прикладных сферах. Взаимодействие работодателей и специалистов - представителей творческих профессий чаще всего выстраивается непросто. И дело, не в разном взгляде на процесс и результат. Чаще всего проблема кроется в дезориентации творческих людей на рынке труда. Реально оценивая сложившуюся ситуацию, можно выделить категорию специалистов, не владеющих информацией об уровне нагрузок и оплаты труда. Со стороны работодателей имеет место некорректное отношение к данной ситуации. Используя незнание, неумение художников реально оценить свою работу, им предлагается заведомо невысокая заработная плата, причем, иногда за одну ставку специалист выполняет различные совмещенные должностные обязанности. В нашей практике нередко встречаются подобные ситуации: работодатель, "заказывая художника-дизайнера", выдвигает, наряду с основными специально-профессиональными требованиями,требования к хорошим коммуникативным навыкам сотрудника, широкому спектру умений. В результате специалист, приступив к работе и поддерживая постоянный контакт с "КП "Альянс"", понимает, что за одну и ту же зарплату он совмещает работу в трех позициях:
1) художник-дизайнер;
2) менеджер по работе с клиентами (привлечение клиентов, прием заказов);
3) специалист по работе с плоттером, например работа по дизайну наружной рекламы предполагает умение выводить результат на плоттере самостоятельно.
Если вы попали в подобную ситуацию, главное, правильно сориентироваться в пространстве трудоустройства, понять ситуацию и не допустить подобного потребительского отношения к себе. Та же дезориентация влияет на выставление некоторыми специалистами завышенных пожеланий по зарплате и условиям работы.

Безусловно, вакансии дизайнер, художник-дизайнер, художник по рекламе и т.д. являются одними из самых сложных по уровню "закрываемости". Трудность подбора специалистов данного направления заключается в несоответствии спроса и предложения. Основные расхождения таковы: работодатель, предлагая относительно небольшие деньги, приглашает специалиста в сфере дизайна, имеющего в/о, опыт работы в данной позиции от 2-х лет, знающего графические пакеты, обладающего коммуникабельностью, креативностью; специалист - претендует на заработную плату от $ 500... соответственно оборудованное место работы, интересные темы, свободный график, возможность выполнять задания дома (изредка появляясь в офисе, только для того, чтобы получить / отдать заказ). Главная трудность (со слов работодателей) - удержать творческого человека в режиме офисного дня. Что часто является не прихотью, а производственной необходимостью. Например, специалист может срочно потребоваться для консультирования заказчика, помощи руководителю фирмы в текущей работе, доводки до определенного качества очередных заказов и т.п. Стандартный режим работы предполагает нахождение в офисе с 9 до 18 часов, пять дней в неделю.

Как показывает статистика, это является одним из главных аспектов несогласованности взаимодействия "работодатель-сотрудник" (в творческой сфере). В числе наших постоянных заказчиков - "ЭКСПОЦЕНТР", известный широким спектром тематических выставок. Вакансия "дизайнер" актуальна для них всегда! Наше сотрудничество продолжается более 3-х лет. И за это время в "ЭКСПОЦЕНТР" трудоустроено всего 8 человек. Они работают там и по сей день, но процесс подбора крайне затягивается и не по вине работодателя. Часто возникают ситуации, когда художник, пройдя два-три тура собеседований, выполнив творческое задание, вдруг передумывает на стадии, когда уже оговорены сроки его выхода на работу. Часто кандидат просто исчезает без объяснений, ставя тем самым в сложные ситуации, как работодателя, так и кадровое агентство. Завершенная, казалось бы, работа начинается с нуля. Так же на уровень предложения по заработной плате влияет предыдущий опыт работы специалиста. Специалисты творческих профессий, предпочитая работу дома, с частными заказами, не имеют трудовых книжек (трудового стажа, как такового). Хочется заметить, что именно трудовой стаж и соответствующие отчисления в сегодняшней ситуации реально влияют на размер пенсии ^ дальнейшем. Появление на рынке труда интересных творческих позиций, безусловно, должно подвигнуть и работодателей, и специалистов на поиск компромисса.

Для более успешного взаимодействия в этом направлении наши пожелания и рекомендации представителям творческих профессий:
- постоянно быть в курсе положения на рынке труда;
- реально соотносить свои возможности с уровнем заработной платы;
- повышать уровень профессионального
мастерства (желательно хорошее владение специальными компьютерными программами);
- пересмотреть свои взгляды на нормированный рабочий день (хотя творческий процесс нельзя включить в 9-00 и выключить в 18-00, требование работодателей к режиму работы по ряду вакансий является довольно жестким и в случае отказа существенно влияет на понижение заработной платы);
- иметь портфолио, желательно как выполненные на бумаге (проекты, эскизы и т.д.), так и электронные версии;
- ответственно относиться к назначенным собеседованиям (не опаздывать, предупреждать заранее, если встреча откладывается).


Подводя итог, однозначно можно сказать, что спрос на специалистов - представителей творческих профессий всегда останется на высоком уровне. Необходима встречная, активная позиция специалистов данного направления, которая, безусловно; поможет им лучше ориентироваться на рынке труда, приближая тем самым мир высокого искусства к миру бизнеса.


Список статей