Искусство

История искусства

Рама для картины

Н. ОДНОРАЛОВ
лауреат Государственной премии СССР

Рама для картины Рама своим цветом и декоративной отделкой не должна выделяться и отвлекать зрителя от картины, которую обрамляет. Обычно для изготовления рам используют багет, представляющий собой фасонную планку, орнаментированную и покрытую краской.

Берется сухая, выдержанная древесина, бруски из которой обрабатывают фасонным рубанком, придавая заготовке соответствующий профиль. При этом следует избегать глубоких и узких вырезов. Для заготовок можно использовать и готовый багет, имеющийся в продаже, сняв с него покрытие и декорировав по своему вкусу.

Приготовленные заготовки тщательно ошкуривают и проклеивают несколько раз со всех сторон, для чего применяют качественный столярный клей из расчета 200 граммов сухого вещества на 1,5 литра воды. Его предварительно дробят и замачивают на 12-15 часов в холодной воде, затем варят на водяной бане при температуре 65-70°. При этом раствор для каждой последующей операции разбавляют горячей водой (25 процентов воды от общего объема), уменьшая его густоту.

Затем на лицевую сторону багета наносят левкас-ный грунт. Грунт приготовляют из 6-8-процентного столярного клея, в который постепенно всыпают просеянный гипс или мел, тщательно размешивают, превращая его в массу, напоминающую густую сметану. Затем узким шпателем наносят ровным слоем. После высыхания выравнивают шкуркой, обернутой вокруг прямоугольного бруска. Ошкурив, левкас намазывают 6-8-процентным раствором клея, по мере высыхания которого покрывают масляным лаком, бронзовым порошком или деталями орнамента, сформованными из специальной мастики.

Для приготовления мастики также варят крепкий столярный плиточный клей из расчета 750 граммов на 1 литр воды. Затем добавляют мелко нарезанной размоченной газетной бумаги 15 - 20 процентов, олифы 2-3 процента и расплавленной канифоли 10- -15 процентов к общему объему.

Приготовленную массу тщательно размешивают, чтобы бумага пропиталась раствором, выливают в плоскую посуду (противень), где пересыпают мелом или гипсом, замешивая до консистенции замазки. Указанную мастику формуют в гипсовой форме, снятой с предварительно вылепленного орнамента. Гипсовая форма должна быть тщательно высушена и изнутри покрыта лаком.

Мастика набивается в смазанную вазелином форму, где она слегка затвердевает. Отформованные, еще эластичные детали орнамента приклеивают на столярный клей к декорируемому багету.

Затем приступают к окрашиванию или бронзи-рованию рамы.

Ее углы должны плотно прилегать друг к другу, чтобы не было зазора. Для точного соединения их под углом 45°применяют стусло - П-образный ящик, в боковых стенках которого сделан Х-образ-ный пропил. Стусло обычно изготовляют из бука. Ножовка, которая применялась для Х-образного пропила в стусле, должна использоваться постоянно, чтобы зазоры пропилов были одного размера. Это дает возможность точно срезать углы багета и соединить их.

Длина багета, необходимого для картины, рассчитывается путем измерения ее периметра. Затем прибавляется ширина багета, умноженная на 8, так как для обрезания углов рамы вырезается восемь угловых кусков из багета и внутренние размеры рамы уменьшаются.

Приведем пример. Если для картины размером 50x80 сантиметров необходим багет шириной 10 сантиметров, то расчет ведется следующим образом:

50+50+80+80+(10Х8)=340 см.


Список статей