Искусство

История искусства

Виктор Васнецов

оглавление

6. «Под семью замками»...

«Под семью замками», как говорит народная пословица, до сих пор таится подробная история создания Виктором Васнецовым его картины «После побоища Игоря Святославича с половцами», а по существу — почти всех других его крупнейших произведений. Это объясняется природной скромностью и скрытностью художника. Он не любил много говорить о своих работах и постоянно настороженно замыкался, когда замечал в собеседнике излишний к этому вопросу интерес.

Огромный холст, натянутый на подрамник в первые же недели московской жизни, долгое время оставался нетронутым. Близкие художнику люди подтверждали, что он в это время делал для будущей картины только альбомные зарисовки, и никто еще не знал, как образно оформится его замысел.

— Я видела, что Виктор Михайлович трудится над чем-то очень серьезным, но сразу не могла догадаться. Только однажды, когда заметила, как он внимательно рассматривал сделанный еще в Петербурге эскиз (похожий на то, что я позднее увидела уже на полотне), я поняла, чем он занят, что его мучило,— говорила жена художника. Брат его Аполлинарий Михайлович, живший у него, как он сам определил, в это время на положении «заведующего хозяйством», подтверждал то же самое:

— Видел, что Виктор над чем-то сосредоточенно работает, а сразу угадать не мог: брат не любил, когда рассматривали его альбомы.

После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880
После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880

Сохранилось более десятка рисунков и эскизов, раскрывающих содержание картины, но они — только наметки, поиски, подходы.

Художник неоднократно говорил о влиянии на него «Слова о полку Игореве», вспоминал многочисленные чтения «Слова» в Петербурге И. Т. Савенковым и у Мамонтовых в Москве.

— Читаешь и не начитаешься, слушаешь и не наслушаешься... Ароматами родной страны дышит «Слово», — не раз говорил Васнецов.

Осенью 1878 года и весь 1879 год художник работал над картиной: ходил в Оружейную палату, делал зарисовки, переделывал, перекомпоновывал, искал наиболее удачное решение темы. Наконец, в марте 1880 года на 8-й выставке передвижников зрители увидели картину, названную автором «После побоища Игоря Святославича с половцами» (с подзаголовком «Из «Слова о полку Игореве»), украшающую теперь, вместе с эскизами, стены Третьяковской галереи.

Почувствовав эпичность описания боя и героической гибели русских воинов в «Слове», Васнецов с потрясающей изобразительной силой передал это в картине. Павших за честь и свободу родной земли бойцов-героев он показал как бы заснувшими и продолжающими настороженно охранять рубежи родины. Отзвуки недавней ожесточенной битвы художник передал дракой орлов-стервятников, жадно отстаивающих свои права на добычу. Необыкновенная величавая торжественная скорбь о гибели бойцов наполняет просторы, где недавно кипело пламенное сражение храбрых русичей с дерзкими захватчиками. Смелость и новаторство художника в этой картине заключались в том, что он, завороженный удивительнейшей поэтической музыкальностью «Слова о полку Игореве», передал не отдельный эпизод, а весь глубокий смысл, все содержание этого произведения.

Публикой и большей частью критики во главе со Стасовым картина была встречена равнодушно, несмотря на существовавший в то время в передовой части общества интерес к родному прошлому. Почти никто не почувствовал и не оценил правильно новых начал в васнецовском творчестве, новых устремлений художника. «С.-Петербургские ведомости», «Новое время», «Молва», «Московские ведомости» и другие газеты одинаково расценили работу Виктора Васнецова, не заметив в ней главного — поэтического раскрытия прошлого.

Неодобрительное отношение к картине прессы и частично, с оговорками, Стасова вызвало возмущение друзей художника. Горячо заступился за картину Репин в письме к Стасову.

Лишь в одной из московских газет было отмечено, что в картине «После побоища» звучит «настроение». Это настроение в плане сегодняшней оценки картины заключается в особом, глубоко эмоциональном восприятии художником прошлого нашей родины.

Стасов отметил как значительную и несомненную удачу картины «большое знание, большое изучение древнерусского костюма и вооружения».

Только спустя несколько лет после первоначального показа «После побоища», а также других картин Васнецова на темы из русского былинного эпоса, Стасов сумел по достоинству оценить их. Он отметил «правдивый самобытный колорит... который соответствовал и натуре Васнецова, и его новым сюжетам, его новым ощущениям, задачам и стремлениям». «Его колорит был, — писал критик, — решусь сказать так, русско-сказочный, былинный, немножко сродни народным лубочным картинкам, смелый и своеобразный и все-таки истинно художественный. Никакого другого не требовалось, не нужно тут было»12.

Высоко оценил картину Васнецова П. П. Чистяков, писавший: «Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник! Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня... Увидел я Русь мою, и тихо прошли один за другим и реки широкие, и поля бесконечные и села... по губерниям разнотипичный народ наш... и Вы, русский по духу и смыслу, родной для меня!»13.

На 8-й выставке передвижников вместе с картиной «После побоища» был показан «Ковер-самолет», встреченный положительно со стороны публики и критики.

Стасов отметил: «Еще никогда ни один художник у нас не пробовал изобразить волшебный ковер наших сказок в виде чего-то похожего на громадную птицу с выгнутым вверх хребтом и широко распростертыми врозь крыльями... Оригинальная фантазия — лучшая сторона этой цветной и пестрой, как персидский ковер, картины»14.