Искусство

История искусства

Романтические ведуты

оглавление

Проклятый из Ахетатона

Фараон Аменхотеп IV отрекся от множества древних богов, которым поклонялись его предки. Он запретил богослужение, изгнал жрецов, закрыл храмы и велел стесать со стен храмов имена прежних богов.

Свое имя Аменхотеп, что значит "Амоя доволен", он заменил на Эхнатон, что значит "угодный Атону". Атон - солнечный диск - был объявлен единственным богом Египта, а сам фараон стал его главным жрецом.

Фараоны XVIII династии, царствовавшей в Египте с 1580 по 1350 год до нашей эры, были великими завоевателями. Они предпринимали многочисленные походы, подчинили себе Северную Палестину и покорили Сирию до самого Евфрата, всюду захватывая бесчисленную добычу: скот, рабов, серебро. Они завоевали Нубию и завладели нубийскими золотыми рудниками. Вавилоняне и ассирийцы вынуждены были платить Египту дань.

Во дворцах и храмах воцарилась невиданная пышность. Но постепенно рядом с фараоном выросла новая сила - разбогатевшая аристократия, а верховный жрец Фив сосредоточил в своих руках такую власть, что стал соперником фараона.

Аменхотеп IV вступил на трон в 1375 году до н. э., когда ему исполнилось четырнадцать лет. Начало его правления проходило под опекой аристократов и жрецов. Когда фараон достиг совершеннолетия, он объявил войну жрецам, упразднил старых богов, чтобы их место занял Атон - единственное, могучее, всеозаряющее солнце.

Ученые давно и безуспешно ищут объяснение этой странной религиозной реформы. Неясно, как, откуда почерпнул Эхнатон свои необычные взгляды. И менее всего вероятно, что их породила борьба между царем и его соперниками из фиванского храма Амона.

То, что известно об Эхнатоне, говорит, что этот потомок фараонов-завоевателей, в отличие от вереницы своих предков, не был властолюбив. Он не стремился ни увеличить территорию своего царства, ни умножить его богатства, не заботился о престиже в глазах союзников или покоренных народов. И все же именно он, Эхнатон, начал и провел титаническую борьбу, на которую не решались его могучие предшественники.

Эхнатон в кругу семьи. Рельеф
Эхнатон в кругу семьи. Рельеф

Египетских фараонов при жизни величали Благой Бог, а после смерти - Великий Бог. Жизнь страны зависела от системы каналов и дамб, а фараон был полновластным ее повелителем. Это значит, что сила фараона была под стать силам природы, и он не только считался богом, но и был им фактически.

А Эхнатон хотел быть человеком, а не богом. У него была красавица жена, которую он любил, у него были дети, дочери, к которым он относился с глубокой нежностью. Он хотел счастья в кругу семьи, счастья, которое доступно, как ему, может быть, казалось, простому крестьянину. Это счастье неведомо человеку-богу, ибо его жизнь принадлежит не ему, а той власти, которой он наделен и которая сильнее его самого.

Борьба Эхнатона была борьбой за его личные человеческие права, но он был царем, и его стремление к радости и счастью должно было потрясти целую страну.

Прежних богов египтяне представляли себе в виде существ, одаренных бессмертием, но и не лишенных человеческих слабостей. Это были силы, возбуждавшие страх, мстительные и капризные, и фараон был одной из них. Новый бог Атон выступал без всяких земных качеств. Его присутствия следовало искать не в шуме битв, а в красоте природы, среди цветов, деревьев, птиц.

Атон должен был стать единственным богом, а Эхнатон - пусть первым среди людей, но все же человеком.

Атон - "господин любви", он дарит жизнь ребенку и утешает его, чтобы тот не плакал.

"Я наполняю обе земли Египта своей любовью" - гласит один из хвалебных гимнов Атону. Новая религия была насыщена радостью, ее сторонники пели: "Вся земля радуется и ликует перед тобой". Она была не религией тирана и завоевателя, а верой человека, который ищет добра и счастья, человека, который ставит перед собой высокие нравственные задачи.

Обряды в храмах Атона отличались от таинственных церемоний в фиванских святилищах своей простотой. Они сводились к пению гимнов и приношению в жертву цветов и плодов.

Храм Атона должен был быть столь не похож на старые храмы Египта, как солнце не похоже на прежних богов с птичьими или коровьими головами. В прежних храмах были обширные залы - солнцу же подобало молиться под открытым небом. В старых храмах было множество статуй богов, в новом - их не было совсем. Зачем изображение божества, которое в египетском небе не прикрывается даже случайным облачком? В главном храме Атона, построенном по приказу царя, только одна каменная фигура Эхнатона в глубине вытянувшегося с запада на восток храма как бы охраняла жилище бога и подчеркивала связь фараона и солнца.

В жертву Атону цветы и плоды приносили за оградой храма. Во время жертвоприношений все смешивались в одной толпе.

Здесь раскопаны тысяча восемьсот жертвенников, по девятьсот с южной и северной стороны здания. Это значит, что Атону мог приносить жертвы каждый, не прибегая, как прежде, к посредничеству жрецов.

Чтобы строить новую жизнь, Эхнатон должен был окружить себя новыми людьми. Фараон изгнал прежних вельмож и, как сообщает в надписи в гробнице один из придворных, подбирал себе единомышленников среди простых земледельцев.

Другой приближенный царя говорит о себе:

"Я был человеком низкого происхождения по отцу и по матери, но царь поставил меня на ноги. Он позволил мне вознестись. Я был неимущим человеком, а он в своей милости дал мне пищу на каждый день, мне, который когда-то должен был вымаливать кусок хлеба".

Вельможи и жрецы организовали покушение на жизнь фараона. Об этом нам известно из фрески в гробница начальника царской стражи. Художник нарисовал трех пойманных заговорщиком, представших перед лицом великого визиря. Надпись гласит, что великий визирь благодарит Атона за помощь в поимке преступников и благословляет своего господина царя Эхнатона.

Эхнатон, по-видимому, только после раскрытия заговора закрыл старые храмы, разогнал жрецов и приказал разрушить статуи местных божеств. Затем он приказал построить новую столицу на месте, где никогда не возносились молитвы ни одному из прежних богов и где он сам чувствовал бы себя в безопасности.

Египет уже тогда был заселен очень плотно. Всюду, где имелась свободная земля, давно стояли города или села. Но все же нужное место было найдено. В четырехстах километрах севернее Фив высокие отвесные скалы подходят почти вплотную к восточному берегу Нила. В одном месте скалистая цепь прерывается, образуя продолговатую пустынную котловину. Здесь никто никогда не жил, не обрабатывал землю, а значит и не молился. Здесь-то и решено было построить новый город Ахетатон, что значит "Небосклон Атона".