Искусство

История искусства

Романтические ведуты

оглавление

Бронзовый страж

Прямо перед нами, шагах в сорока, возвышается бронзовая статуя женщины в чешуйчатом панцире и шлеме с высоким гребнем. У ног ее пифон - атрибут мудрости. Грозна и в то же время спокойна и величава Афина - покровительница города, но ее оружие никому не грозит, никого не устрашает. Она оперлась на бронзовое копье, как страж. Ее взор устремлен вдаль, поверх укреплений Акрополя, туда, откуда могут появиться враги. Вооруженная женская фигура воплощает не воинственность, а бдительность: обладая свободой, должно зорко ее охранять.

Творец этой статуи Фидий, друг Перикла и величайший скульптор Греции, был вдохновителем работ на Акрополе. Он всем распоряжался и за всем наблюдал, хотя при каждом сооружении были великие зодчие и художники - свидетельствует Плутарх.

Творчество Фидия завершало собой большой отрезок истории греческого искусства. Древние греки были веселым народом. Они любили все яркое. Мраморные изваяния богов и героев они расцвечивали, а иногда покрывали позолотой. Храмы украшали цветным орнаментом - синим, красным и коричневым, рельефы красили золотистой охрой. До сих пор в прохладных залах музеев улыбаются мраморные девушки - памятники далекой жизни этого удивительного народа.

Греческие статуи VII-VI веков до н. э., стоявшие на Акрополе до персидских войн, были симметричны: одна половина фигуры - зеркальное отражение другой. Скованные позы. Вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни одного поворота ни вправо, ни влево. Ни малейшего наклона головы. Глаза слегка навыкате. Взгляд напряженно-внимателен, даже суров. Но губы расплылись в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости, спокойной и сдержанной. Это радость жизни.

В искусстве Греции после Марафона и Саламина скованность поз исчезает, фигуры обретают движение, пропорции - естественность. Великий скульптор Мирон, старший современник Фидия, первым изобразил юношу в момент, когда он замахнулся тяжелым диском. Его тело изогнуто, захвачено движением. Фигура юноши-атлета напряжена, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. Он весь в действии, он - само действие.

Храм Ники. Рельеф балюстрады
Храм Ники. Рельеф балюстрады

В отличие от Мирона скульптор Поликлет, тоже современник Фидия, любил изображать атлетов в состоянии покоя. Он считал, что в скульптуре стремительное движение препятствует выражению душевной красоты человека.

Копьеносец Поликлета стоит неподвижно. Но это не статичность архаических статуй. Он не скован симметричной позой, а как человек, умело и легко владеющий своим телом, чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть своего тела на другую. Копьеносец стоит на месте, но кажется - мгновение, и он сделает шаг вперед. Перед нами человек, свободный от страха, гордый, сильный и сдержанный, - воплощение достоинств воина и гражданина. Его лицо невозмутимо, но это не безразличие, а ясность духа, позволяющая господствовать над страстями.

Ясность духа нашла свое высшее проявление в скульптуре Фидия. Его Афина - воплощение строгой чистоты. Нежности или свойственным женщинам слабостям нет места в ее образе. Афина полна сознания своей силы, но в отличие от героев Поликлета не гордится силой. Она - само спокойствие и доброжелательность.

* * *

Как и все греческие постройки, Парфенон относительно невысок. Но он и не низок. Издали, из города он кажется больше, чем есть на самом деле, вблизи он кажется меньше: человек, глядя на храм, кажется себе выше ростом и шире в плечах. Греки придают особое значение тому, каким ощущает себя человек перед зданием. Пожалуй, нигде люди не казались сами себе такими большими, сильными и могущественными, как перед Парфеноном. Зодчий явно хочет заставить человека чувствовать себя равным богам.

Это ощущение - масштаб архитектуры.

Масштаб Парфенона достигается сложной системой художественных средств. Карнизы, ступени, колонны - все чуть-чуть, незаметно изогнуто с учетом особенностей человеческого зрения, искажающего прямые линии. Благодаря этому зрителю все части здания представляются идеально правильными.

На первый взгляд кажется, что колонны Парфенона отстоят друг от друга на равном расстоянии. В действительности пролеты незаметно для глаза увеличиваются к центру. Толщина колонн также неодинаковая. На фоне неба деревья и другие предметы кажутся намного тоньше, чем на самом деле, - свет как бы "съедает" объем. Чтобы преодолеть это, угловые колонны, которые вырисовываются на фоне неба, сделаны чуть более массивными, чем те, что видны на фоне стены. И стоят колонны не прямо - они немного наклонены внутрь, к стенам здания, и поэтому выглядят выше и стройнее.

История сохранила нам имена Иктина и Калликрата - строителей Парфенона, закончивших свое творение к 438 году до нашей эры. Но в неменьшей мере Парфенон обязан и гению Фидия, который задумал украсить Парфенон снаружи так, чтобы скульптура на фасадах была чем-то вроде пролога к изваянию богини внутри храма.

Композицией на западном, обращенном к Пропилеям, фронтоне Парфенона Фидий как бы объясняет входящему, почему Афина стала покровительницей города. Бог морей Посейдон и богиня мудрости Афина когда-то стремились обладать Аттикой. Согласно мифу, их спор должно было решить чудо, которое они сотворят на пользу краю. Посейдон ударил трезубцем по скале, и из камня потекла солоноватая целебная вода. Афина ударила в землю копьем, и на этом месте поднялось оливковое дерево.

Дар Афины был признан более полезным, и ей было передано покровительство над Аттикой и ее главным городом. И здесь мы видим: не люди служат богам, а боги стараются услужить людям.

Сцена, изображенная Фидием, имела и другое значение. Море соединяет между собой города и страны, поэтому бог моря Посейдон считался богом-основателем городов, покровителем аристократов, богачей, владеющих кораблями. Афина - богиня мудрости - считалась изобретательницей ткачества и других ремесел. Она была покровительницей тех, кто живет трудом своих рук.

Миф о победе Афины над Посейдоном был отражением победы простых людей над знатью.