Искусство

История искусства

Романтические ведуты

оглавление

Эрехтейон

Новый храм Акрополя Эрехтейон, начатый в 421 году во времена Никиева мира, непохож на Пропилеи и Парфенон.

Против колоннады Парфенона тянется гладкая мраморная стена. Взор как бы отдыхает на ее белой плоскости. Слева у края стены фигуры девушек с ношей на голове поддерживают перекрытие, от которого падает тень - наверху почти черная, у подножия стены голубоватая и воздушная. Это портик кариатид.

Все шесть девушек высоки и стройны, в одинаковой перепоясанной длинной одежде. Они красивы и изящны, но это иная красота, нежели красота героев Фидия. Фигуры, заменяющие колонны, лишены свободы. Их сила - не внутренняя сила гражданина, и даже не сила атлета, а пассивная сила несущего тяжесть раба.

В отличие от Парфенона, Эрехтейон асимметричен, он имеет три портика: с юга, востока и севера. Все три они лежат на разных уровнях, и поэтому высота всех трех портиков разная. Портик кариатид самый низкий. Северный портик самый высокий.

Парфенон, как и Пропилеи, построен в дорическом ордере, колонны Эрехтейона относятся к ордеру ионическому. Дорическая колонна приземистей и тяжелей ионической. Она сильно расширяется книзу и может стоять прямо на каменных ступенях. Ионическая колонна, стройная, тонкая, требует для своей установки особой базы, похожей на точеную подставку шахматной фигуры.

В дорическом ордере капитель, соединяющая колонну с балками, - это круглая мраморная "подушка". Ионическая капитель похожа на два лепестка изящного цветка или две упругие спирали. Во времена Фидия и Перикла дорическая колонна казалась афинянам воплощением сурового духа их предков - дорийских племен Северной Греции. Теперь в Афинах предпочитают изящество и хрупкость ионической колонны, создания изнеженных жителей восточного Средиземноморья.

Оба ордера сошлись на Акрополе, как на перекрестке путей греческой цивилизации. Парфенон поражает своей мужественностью. Эрехтейон - изысканной, несколько женственной красотой. В искусство вторгается лирическая струя, появляются задумчивость, размышление о жизни, стремление поддержать, утешить человека. Эти новые тенденции вызваны не только страданиями, принесенными войной, но и тем, что жажда обогащения у одних рядом с обнищанием других, стремление к роскоши там, где она еще полвека назад считалась пороком, принесли разочарование и отчужденность.

Фриз, опоясавший Эрехтейон, двухцветный. Белые мраморные фигуры контрастировали с фиолетовым фоном фриза из элевсинского известняка и казались драгоценной камеей, вырезанной неведомым ювелиром. Да и весь Эрехтейон отличается ювелирной отделкой покрытых орнаментом карнизов, мраморных тяг, спиралей ионических капителей.

Эрехтейон столь же человечен и соразмерен, сколь Парфенон, но великолепие Парфенона - в сдержанной мощи, а обаяние Эрехтейона - в изысканном благородстве, в изяществе, в праздничности.

Асимметрия плана здания объясняется необычным его назначением. Восточная часть Эрехтейона посвящена Афине, западная - Посейдону. Внутри Эрехтейона жрецы показывали след трезубца, которым бог Посейдон ударил в скалу Акрополя. А в маленьком дворике, близ портика кариатид, росло оливковое дерево, якобы то самое, которое появилось среди бесплодных скал благодаря богине Афине,

История не донесла до нас ни имени строителя Эрехтейона, ни того, какое отношение к этой постройке имел осторожный богач Никий, оказавшийся во главе государства. Эрехтейон был последним крупным сооружением Акрополя. Вскоре Никиев мир был нарушен, и Пелопонесская война началась с новой силой и с прежней яростью.