Искусство

История искусства

Романтические ведуты

оглавление

Театр Атталидов

Храм Афины не случайно был придвинут к самому краю террасы и стоял на кромке обрыва. Сразу под храмом склон скалы образовывал коллосальную воронку. Ее широкая часть граничила с Акрополем, а узкая доходила до середины склона. Это был театр на пятнадцать тысяч человек, подаренный городу Евменом II. Воронка заканчивалась внизу обширной террасой или площадью, которая прочерчивала горизонтальную линию поперек Пергамской скалы.

Мощные контрфорсы, которые поднимались от подножия скалы, разграфили подпорную стену террасы на вертикальные полосы. Казалось, будто стена растет вверх, чтобы на десятиэтажной высоте встретить низвергающуюся, как лавина, каменную воронку из 90 полукруглых подков.

Выемка амфитеатра и выступ террасы завязывали в единый архитектурный организм, "верхний" и "нижний" город Пергама и храмы на склоне скалы. Издали человеку казалось, что перед ним не город, проходя по которому постепенно его узнаешь, а колоссальное сооружение, которое можно обозреть с одной точки. Это сооружение высотой в 270 метров было чуть ли не вдвое выше самой большой из египетских пирамид.

Терраса, которую удерживала подпорная стена, - фойе пергамского театра. Оно так же, как и трибуны театра, вмещало пятнадцать тысяч человек. Зрители спускались сюда в перерывах, ибо в дни спектакля несколько пьес шли подряд с утра до наступления сумерек.

Вырубленные в скале ярусы театра были разделены на секторы, и от этого амфитеатр казался разрезанным на клинья. Все поражало величественной простотой. Никаких украшений. Лишь тени на упругой кривизне каменных ярусов меняли свое очертание с движением солнца. Трудно поверить, что человеческие руки вырезали в скале эти идеально правильные подковы.

Театр был неотъемлемой частью каждого греческого полиса, но только в Пергаме театр составлял как бы его сердцевину. И это тоже не было случайным. Во времена Перикла театр - место народных собраний, центр общественной жизни. В афинском театре публично решались все важнейшие государственные дела, вершились судьбы народа. Конечно, здесь давались спектакли, и все население города приходило в театр развлекаться, но это не было главным. В Пергаме театр - только место развлечения.

Реконструкция театра в Пергаме
Реконструкция театра в Пергаме

Лицемерные Атталиды понимали, что в глазах народа театр продолжает казаться символом народоправства, поэтому они построили его в центре своей столицы и сами сидели в мраморных креслах: согласно обычаю это было правом уважаемых горожан.

Что же касается государственных дел, то они решались не в народном собрании, а в тиши дворца пергамских царей.