Искусство

История искусства

Романтические ведуты

оглавление

Тронный зал

Путь лежал через галереи, аркады, круглые, квадратные, многоугольные залы. Наконец, посла ввели в обширный зал. Его купол опирался на восемь полукуполов, венчавших восемь ниш, которые расходились во все стороны, подобно лепесткам огромного цветка. Двери этого зала были серебряные. Купол и стены были отделаны мозаикой на золотом фоне, а против входа висели массивные парчовые портьеры. Когда посол оказался посредине зала, портьеры раздвинулись, открывая золотой трон с восседающим на нем императором.

По византийским представлениям, император "есть человек, стоящий непосредственно за богом, который получил от бога то, чем он владеет и который ниже одного бога". Церемонии дворца поэтому напоминали священнодействие. Вокруг престола располагались мудрейшие из советников, за ними полукругом - меченосцы и секироносцы, их опоясывал ряд телохранителей, затем первая степень сенаторов, за первой - вторая, за второй - третья. Сенаторы стояли правильными рядами, неподвижно, точно приросшие к месту в позе полупоклона, с руками, скрещенными на груди.

Император восседал на троне в затканном золотом платье, на голове у него был блистающий драгоценными камнями венец, на шее цепь из драгоценных камней. В руках он держал золотой скипетр. Все это были атрибуты царской власти, главным из которых считались усыпанные камнями туфли из пурпурной кожи. Они были так важны, что многие императоры не расставались с ними даже ночью.

Когда портьеры начали раздвигаться, первый полукруг затянул славословие императорской мудрости, затем второй - славословие императорскому милосердию, третий - справедливости и набожности императора Никифора Фоки.

Не давая опомниться пораженному этим спектаклем епископу, Никифор начал заносчивую речь, полную резких нападок на Оттона, укоров и угроз. Лиутпранд с удивлением заметил, что говорит не сам император, а от его имени логофет, чиновник, ведающий приемом.

"На море я без труда одолею твоего государя, сожгу и разрушу его приморские города, опустошу берега его рек. Море принадлежит мне одному. Да и на суше не твоему государю тягаться со мною, когда он принужден был позорно уйти от моей маленькой крепости со всеми своими швабами, саксами, баварцами, и итальянцами", - заявил через логофета Никифор.

Лиутпранд даже занемог от горя. Он мечтал только о том, чтобы унести ноги, но это было непросто. Четыре месяца держали византийцы посла Оттона I фактически в плену. Только в октябре перед ним открылись Золотые ворота, те самые, перед которыми в июне Лиутпранда заставили ждать под проливным дождем.

На прощанье Лиутпранду были вручены две грамоты. Одна была адресована Оттону и имела золотую печать и подпись пурпурными чернилами. Это означало, что византийский царь обращается к равному. Вторая грамота была предназначена римскому папе и скреплена только одной серебряной печатью. Это означало, что византийцы не признают папу главой христианской церкви. Содержание обоих документов до нас не дошло.