Романтические ведуты
оглавлениеТронный зал
Путь лежал через галереи, аркады, круглые, квадратные, многоугольные залы. Наконец, посла ввели в обширный зал. Его купол опирался на восемь полукуполов, венчавших восемь ниш, которые расходились во все стороны, подобно лепесткам огромного цветка. Двери этого зала были серебряные. Купол и стены были отделаны мозаикой на золотом фоне, а против входа висели массивные парчовые портьеры. Когда посол оказался посредине зала, портьеры раздвинулись, открывая золотой трон с восседающим на нем императором.
По византийским представлениям, император "есть человек, стоящий непосредственно за богом, который получил от бога то, чем он владеет и который ниже одного бога". Церемонии дворца поэтому напоминали священнодействие. Вокруг престола располагались мудрейшие из советников, за ними полукругом - меченосцы и секироносцы, их опоясывал ряд телохранителей, затем первая степень сенаторов, за первой - вторая, за второй - третья. Сенаторы стояли правильными рядами, неподвижно, точно приросшие к месту в позе полупоклона, с руками, скрещенными на груди.
Император восседал на троне в затканном золотом платье, на голове у него был блистающий драгоценными камнями венец, на шее цепь из драгоценных камней. В руках он держал золотой скипетр. Все это были атрибуты царской власти, главным из которых считались усыпанные камнями туфли из пурпурной кожи. Они были так важны, что многие императоры не расставались с ними даже ночью.
Когда портьеры начали раздвигаться, первый полукруг затянул славословие императорской мудрости, затем второй - славословие императорскому милосердию, третий - справедливости и набожности императора Никифора Фоки.
Не давая опомниться пораженному этим спектаклем епископу, Никифор начал заносчивую речь, полную резких нападок на Оттона, укоров и угроз. Лиутпранд с удивлением заметил, что говорит не сам император, а от его имени логофет, чиновник, ведающий приемом.
"На море я без труда одолею твоего государя, сожгу и разрушу его приморские города, опустошу берега его рек. Море принадлежит мне одному. Да и на суше не твоему государю тягаться со мною, когда он принужден был позорно уйти от моей маленькой крепости со всеми своими швабами, саксами, баварцами, и итальянцами", - заявил через логофета Никифор.
Лиутпранд даже занемог от горя. Он мечтал только о том, чтобы унести ноги, но это было непросто. Четыре месяца держали византийцы посла Оттона I фактически в плену. Только в октябре перед ним открылись Золотые ворота, те самые, перед которыми в июне Лиутпранда заставили ждать под проливным дождем.
На прощанье Лиутпранду были вручены две грамоты. Одна была адресована Оттону и имела золотую печать и подпись пурпурными чернилами. Это означало, что византийский царь обращается к равному. Вторая грамота была предназначена римскому папе и скреплена только одной серебряной печатью. Это означало, что византийцы не признают папу главой христианской церкви. Содержание обоих документов до нас не дошло.
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер