Искусство

История искусства

Романтические ведуты

оглавление

Ангкор

Юго-восточный угол азиатского материка, где находится Камбоджа, настолько же богат водой, насколько бедна влагой Малая Азия. Начиная с июня, четыре месяца льют потоки тропических дождей, в это же время начинается таяние снегов в горах Тибета. И без того полноводные Красная река, Иравади и могучий Меконг, разветвленный на четыре рукава, выходят из своих берегов. Пять миллионов гектаров полей и тропических джунглей уходят под воду, чтобы потом подставить горячему солнцу слой красноватого плодородного ила.

Байон. Деталь башни
Байон. Деталь башни

Реки Камбоджи несут так много воды, что в половодье они могли бы затопить и унести' в океан чуть не половину и без того залитой тропическими ливнями' страны, если бы не Тонле-Сап. Тонле-Сап, что значит "большая вода", вытекает из Великого озера Камбоджи и несет илистые воды в Меконг. В период дождей и половодья, когда бушующие волны Меконга грозят снести все на своем пути, Тонле-Сап меняет свое направление и, подобно каналу, отводит излишек воды Меконга, как в резервуар, в Великое озеро. Оэгёро увеличивается более, чем втрое, и спасает страну от затопления. Через четыре месяца, когда Меконг отступает и входит в свои берега, Тонле-Сап опять поворачивает течение, и Великое озеро возвращает воду Меконгу. Площадь озера уменьшается, и оно становится самым богатым рыбой водоемом в мире.

Камбоджа - страна воды и непроходимых джунглей. Всюду, где нет рисовых полей и где плуг камбоджийского крестьянина в течение нескольких лет не касается почвы, поднимаются зеленые великаны.

Сегодня могучие корни зеленых гигантов, как ящерицы, проникают в расщелины между тяжелыми, нагретыми тропическим солнцем глыбами тесаного песчаника; упругие лианы, как удавы, сжимают своими кольцами обветренные статуи фантастического мертвого города Ангкора, города храмов, каменных скульптур, искусственных каналов и водоемов. Буйная растительность джунглей вторглась сюда словно для того, чтобы оттенить столь же буйный и своевольный лес каменных башен, похожих не то на кактусы, не то на ананасы, не то на готовые распуститься священные цветы лотоса.

Эти башни тянутся вверх, набухают посредине и кончаются какими-то бутонами. Постройки кажутся то растениями, то сосудами, вылепленными из чего-то мягкого и вязкого, подобного воску или глине. И это впечатление усиливает скульптура, покрывающая поверхность построек, подобно лианам.