Искусство

История искусства

Романтические ведуты

оглавление

Священная столица

Начиная с IX века, каждый новый правитель Ангкора заново строил город с храмом посредине, но строил таким образом, что храм, воздвигнутый его предшественником в центре предыдущей столицы, как бы передвигался на окраину последующей. И хотя жизнь страны шла прежним чередом, порядки и законы оставались прежними, считалось, что с воцарением нового владыки начинается новая эра.

Строительство, затеянное прежним царем, прекращалось. Начиналось рытье новых каналов, постройки новых дамб, новых городских укреплений. Все начиналось сызнова. Старый город легко входил в состав нового потому, что все улицы и каналы Ангкора, прямые и ровные, шли либо с юга на север, либо с запада на восток, а стены описывали правильный прямоугольник, ориентированный по странам света. Новый храм строился на пересечении диагоналей квадрата, ибо считалось, что, подобно горе Меру - центру мироздания и обители богов, Ангкор - центр земли, а храм - ось земной тверди.

Так рос этот город-гигант, с каналами и водоемами, в которых отражались украшенные скульптурами, расцвеченные пятибашенные храмы.

В незапамятные времена предки камбоджийцев жили в горных районах, возможно, в далеком Тибете. Постепенно они были оттеснены к югу, на равнины Индокитайского полуострова, но воспоминания о прошлом оставались жить в народе и приняли форму веры в то, что в горах живут боги и что храмы должны быть похожи на горы. Поэтому-то в Камбодже каменные здания воздвигались только для богов. Даже для самого царя жилище делалось только из дерева.

Дома в Ангкоре строили из легкого бамбука и поднимали на высоких сваях, чтобы улавливать движение ветерка и защищать от сырости. В хижинах на сваях жили бесчисленные ремесленники: ювелиры, ткачи, резчики, позолотчики, каменных дел мастера, а на окраинах в таких же домах жили земледельцы, обрабатывающие здесь же в городе зеленые квадраты рисовых полей.

Целые кварталы вокруг храмов были заняты лабиринтами бамбуковых домов, домиков, домишек, в которых обитали жрецы, монахи, храмовые слуги. В Ангкоре они исчислялись десятками тысяч. Другие кварталы были населены воинами, третьи - королевскими чиновниками. Целые кварталы состояли из заезжих дворов со складами, где можно было держать товар, ибо в Ангкор приезжали купцы со всего Востока. Была здесь улица менял, знавших толк в монетах разных стран, были улицы тюрем, казарм, больниц. Не было только кладбища.

Кхмеры верили, что в момент смерти душа отделяется от тела и переселяется в новорожденного человека или в зверя. Заботиться о душе бессмысленно, а тело вообще не имеет никакой ценности. Его нужно либо сжечь, либо выбросить хищным птицам.

Равнодушие к мертвым, как правило, рождается там, где люди не ценят жизни, где они не пользуются ее благами, там, где призвание человека видят в том, чтобы служить от рождения до смерти своим владыкам. В Камбодже только сам царь имел право на мавзолей, который строил народ, напрягая все свои силы.

И в самом деле. В этом роскошном, огромном городе текла жизнь утеснительная и унизительная. Считалось, что из головы бога Брамы родились священнослужители брамины. Их обязанностью было чтение священных книг - Вед. Кроме брамина, никто не мог ни читать, ни толковать содержания этих древних рукописей, написанных на листах пальмы.

Из рук Брамы произошли воины, из бедер - ремесленники, из ног - слуги. Люди составляли замкнутые касты. Каста не мыслилась без бесконечного множества правил, смысла которых никто не понимал. Так брамин не должен был смотреть ни на восход, ни на заход солнца, ни на отражение его в воде. Ему запрещалось выходить на улицу в дождь, смотреть на жену, когда она ест, чихает или зевает. Он не имел права перешагнуть через веревку или наступить на черепок.

Воины не должны были есть мяса, им нельзя было прикасаться к мертвым телам, пить из пруда, из которого напилось животное, запрещено было брать в рот пищу, сваренную чужими руками.

Особенно стеснительны были правила поведения на улицах и дорогах. В определенное время надо было смотреть на север, в определенное - на юг, возвращаться при встрече с низшими, отворачиваться или сходить с дороги, если встретишь высшего, падать на землю, если повстречается царь.

Тысячи царских шпионов и добровольных соглядатаев следили в Ангкоре за тем, чтобы никто не посмел нарушить бессмысленных и бессердечных установлений, которые были одинаково тягостны и для всего государства и для отдельного человека. В столице кхмерских царей, слава о которой катилась по всему миру, хорошо и свободно было жить только иностранным купцам.

Храмы Ангкора были немыслимо богаты. Одному из них принадлежало 5 тонн золотой и 5 тонн серебряной посуды, 35 крупных бриллиантов, 40620 жемчужин, 4540 драгоценных камней, множество златотканых одежд и шелковых зонтов.

3140 деревень с населением почти 80 тысяч человек поставляли этому храму сосуды масла, молока, риса и других продуктов, которые были необходимы для ежедневных жертвоприношений и для того, чтобы прокормить 2758 жрецов, 2202 послушников, 615 храмовых танцовщиц.

Каждый праздник обставлялся с исключительной пышностью. На одной церемонии в Ангкор-Вате было сожжено восковых факелов более ста тысяч. Их колеблющийся свет играл на драгоценных камнях, украшавших храмовых танцовщиц, блестел на бронзовых треногах с курящимися благовониями, вырывал из тьмы фигуры дюжих носильщиков с коромыслами, на которых раскачивались гонги и барабаны. Факелы освещали музыкантов с медными трубами, жрецов и вереницы паломников с корзинами цветов в руках.

В Ангкор-Вате почти нет внутренних помещений. В каждой башне устроена крошечная полутемная комната и вход в нее разрешался лишь самым высоким жрецам. Огромные башни служили декорацией, а богослужение проходило на террасах и было похоже на спектакль. Жрецы, храмовые певцы и танцоры разыгрывали сцены из жизни богов, а верующие, неся плетеные корзины цветов на головах, бесконечным потоком с пением гимнов шли по широким, обрамленным гладью каналов аллеям, поднимались по лестницам с террасы на террасу, со двора на двор и, пройдя по галереям, насыпали вокруг похожего на каменную гору храма горы цветов.