Искусство

История искусства

Основы композиции

Глава 1 || Глава 2 || Глава 3 || Глава 4 || Глава 5 || Глава 6 || Глава 7 || Глава 8 || Глава 9 || Глава 10

Глава 9: Вопросы, упражнения п творческие задания

62. Выполните упражнение - композицию, составленную из линий, точек и геометрических фигур, превратите в образную композицию, сохраняя найденные композиционные соотношения фигур.

63. Составьте декоративную композицию из разнообразных по форме объектов (букв, цифр, геометрических фигур, листьев, цветов, бабочек, фигур людей, силуэтов животных и т. п.) таким образом, чтобы промежутки между объектами тоже напоминали по форме эти объекты. Для такой композиции лучше использовать два контрастных цвета. М.-К. ЭШЕР. Абсолют

64. Составьте декоративную тематическую композицию "Веселый хоровод" (эскиз панно, гобелена) с использованием только двух цветов.

65. Выполните декоративную композицию "Сказочные звери" (эскиз витража) с применением только трех цветов.

66. Составьте несколько натюрмортов из одних и тех же предметов (два яблока, лимон, тарелка, нож, ваза, полотенце) и объясните, какая композиция, с вашей точки зрения, наиболее выразительна и почему.

67. Составьте несколько натюрмортов из разных предметов и постарайтесь передать статику и динамику, равновесие и неуравновешенность, симметрию и асимметрию в композиции.

68. Составьте коллекцию альбомных зарисовок фигур, сценок, типажей, костюмов, процессов труда, домашнего быта, уголков жилищ, животных, птиц и т. п.

69. Прочитайте сюжеты из библии: "Рождество Христово", "Младенец Моисей на волнах Нила", "Моисей источает воду из скалы", "Братья продают Иосифа в рабство", "Давид, победивший Голиафа", "Иисус Христос и апостолы", а также легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима и выполните к ним иллюстрации (по выбору). Помните при выполнении задания об условностях книжной графики, об особенностях симметричной и асимметричной композиции и других средствах художественной выразительности.
Ответы на вопросы
Передать на картине события, имеющие протяженность во времени можно с помощью фризовой многоярусной композиции и объединения в одно целое нескольких сюжетов.

Основные приемы композиции, которые использует художник для достижения ее образной выразительности, следующие: выделение сюжетно-композиционного центра, передача симметрии или асимметрии в композиции, передача равновесия в композиции (по массе, тону и цвету).

Основные средства композиции: формат, пространство (многоплановое и одноплановое), композиционный центр, симметрия и асимметрия, равновесие, динамика и статика, ритм, контраст, светотень (объемность), цвет, декоративность, целостность.

И. Машков "Московская снедь. Хлебы" (треугольник), К. Лоррен "Утро в гавани" (овал), Г. Метсю "Урок музыки" (квадрат), Э. Дега "Голубые танцовщицы" (круг).

Зашифрована картина К. Петрова-Водкина "Петроградская мадонна".

В произведении Рафаэля "Обручение Марии" композиционный центр расположен на первом плане картины. Он не совпадает с геометрическим центром полотна. Художник К. Пет-ров-Водкин выделяет главное на картине "Купание Красного коня" цветом. На полотне К. Коровина "Зимой" композиционный и геометрический центры совпадают. Н. Ге использует прием изоляции и противопоставляет Иуду остальным персонажам в картине "Тайная вечеря".

Назад Продолжение