Искусство

История искусства

Рисуем интерьер

В XIX столетии художники старались передать архитектурные памятники как можно точнее, но при этом воплотить образную сущность, окрашенную настроением, которое возникало при их созерцании. В 20-е годы появился "интимный интерьер" - под влиянием творчества А. Г. Венецианова. Ученики Алексея Гавриловича умели блестяще применить знания законов перспективы и светотени в картинах, написанных непосредственно с натуры в залах, кабинетах, мастерских художников.

Венецианов, искавший вдохновения в окружающей действительности, в среде крестьян, городских низов, иначе говоря - людей низшего сословия, стал родоначальником русского "трудового" интерьера. Вспомните его полотно "Гумно" (1821 - 1823). П. Петровиче в,. Дворец   Шереметева.   Кусково. Масло. 1915.

Традиции лучших мастеров нашли продолжение в произведениях советских живописцев и графиков, обогативших интерьерный жанр новой тематикой и разнообразными творческими решениями. Картины и рисунки, созданные в результате поездок на комсомольские стройки, изображение заводских цехов, колхозных ферм, жилищ геологов, целинников, строителей БАМа вносят в понятие интерьера новое содержание.

Интерьер требует от художника многого: основательной изобразительной грамоты, способности отыскать такую точку зрения, при которой с наибольшей полнотой и выразительностью выявляются существенные особенности натуры - ведь у любой постройки, даже типовой, свои отличительные черты, которые привносят живущие в ней люди. Выбор освещения - дневного, искусственного, направленного, рассеянного, умение найти и выделить композиционный центр, опустить ненужные детали, передать колористическое состояние, тональные отношения, воздух - всего этого не добиться без знаний, мастерства. Это дает художнику прекрасную возможность утвердить свою авторскую позицию, проявить творческую индивидуальность.

Интерьер может быть педантично сухим, сугубо документальным, и романтически взволнованным. Проникнутым светлой лирикой и беспокойным, тревожным. Он позволяет обращаться к любой технике и любым материалам. В прошлом веке М. Воробьев, К. Ухтомский, Ж. Тома де Томон и многие другие мастера создали великолепные акварели, представляющие большую историческую и художественную ценность. Эти листы поражают мастерством исполнения, ювелирной точностью, с которой написан каждый предмет, умением передать фактуру дерева, камня, стекла, металла. П. Левченко. Интерьер с роялем. Масло. 1900-е годы

Изображая внутренность помещения, каждый художник ставит перед собой определенные задачи, отвечающие его замыслам, вкусам, настроению.

Голландский мастер XVII века Эмманюэль де Витте изобразил внутренний вид церкви. Он стремился передать торжественный, внушительный интерьер старинной постройки, мерцание света, глубину теней, красоту разнообразных архитектурных форм.

И как резко отличается от картины Витте с ее тщательной проработкой деталей, превосходным гладким письмом полотно П. И. Петровичева "Дворец Шереметева. Кусково" Не только особой плотностью красочного слоя и хорошо заметными мазками кисти. Петровичев не стремился проштудировать форму и фактуру различных материалов и предметов, составляющих интерьер, и тем более отдельные его подробности - его захватила царящая в зале атмосфера солнца, простора, прозрачного воздуха. Яркие лучи ложатся на пол словно листы золота. Всюду горячие рефлексы, искры бликов, переливы звонких красок. Картина рождает радостное настроение, восхищая талантом, трудолюбием, безупречным вкусом русских крепостных мастеров, создавших замечательное произведение архитектуры.

В отличие от просторной для взора, по-своему этичной работы Петровичева, написанный П. Левченко "Интерьер с роялем" - камерный, интимный. Зашторенные окна, узкое пространство комнаты, силуэты рояля, растений, контрасты света и тени - все вводит в среду, доступную лишь для небольшого круга людей. Ноты, раскрытые на пюпитре, свидетельствуют о том, что хозяин комнаты где-то рядом.

Возможности интерьера велики. Он способен протокольно передать облик реально существующей постройки и родиться в воображении художника, поведать о жизни одного человека и о целой эпохе. Перенести нас в кабинет ученого, мастерскую живописца, заводской цех, вестибюль метро, на борт космического корабля. Работая в жанре интерьера, художник воспевает ту часть окружающей нас рукотворной действительности, без которой люди не могли бы существовать.

А. Алехин,
кандидат искусствоведения



РИСУЕМ ИНТЕРЬЕР

Подобрать подходящую для работы натуру несложно, куда труднее найти удачную точку зрения - чтобы интерьер воспринимался содержательным, максимально полно отвечал вашему замыслу. Это может быть квартира, в которой вы живете, зал краеведческого или художественного музея, спортивное помещение, заводской цех, вестибюль метро, фойе кинотеатра, вагон электрички и так далее. В. Васнецов. Кащей Бессмертный. Масло. 1917-1926.

Научитесь компоновать изображение на картинной плоскости, осваивайте правила линейной, воздушной и световой перспективы, законы светотени. Хорошо почувствуете пропорции - отношения длины, высоты, ширины предметов, положение их в пространстве, научитесь передавать фактуру различных материалов - дерева, камня, бумаги, металла, стекла, ткани.

Не обязательно изображать всю внутренность помещения, можно запечатлеть лишь его часть. Хорошо, если в вашем интерьере будут показаны люди, животные, элементы натюрморта. Неплохо придумать интерьер и к какой-нибудь сказке - тут уж придется поработать вашей зрительной памяти, воображению, фантазии!

Желание грамотно нарисовать и написать интерьер должно сочетаться со стремлением добиться образности, выразительности работы, а это возможно лишь в том случае, если Вас это действительно по-настоящему заинтересовало, создало творческий настрой.

Рисуйте карандашом, углем, соусом, цветными мелками, пишите акварелью, маслом, другими материалами.

Назад