Товары для художников

Изображение растений

Г. Герцев. Наброски цветов. Карандаш. 1989

Г. Герцев. Наброски цветов. Карандаш. 1989

А. Лаптев. Листья огурца. Тушь. 1950-е годы.

А. Лаптев. Листья огурца. Тушь. 1950-е годы.
Оглянись: всюду - есть цветы. А как разнообразен характер деревьев в зимнем лесу! Зеленые лапы елей и сосен укутаны снегом, а другие деревья и кустарники с их причудливым устройством ветвей предстают в своей оголенной конструктивной сущности.

Давай на основе натурных рисунков и этюдов поговорим сегодня о рисовании растений.

Летом, когда земля покрывается зеленым ковром трав, а на лугах, в лесах и садах распускаются цветы, в альбомах художников появляются первые акварельные и карандашные этюды растений. Восхищение неисчерпаемыми чудесами природы естественно выражается в ее изображении. Велико значение таких зарисовок: это не просто тренировка руки и глаза, а познание окружающей действительности и одновременно одна из эффективных форм художественного образования. Представления о гармонии непосредственно исходят от природы, и растительный мир играет здесь далеко не последнюю роль. Цветы издревле являются содержанием многих натюрмортов, деревья и кустарники вошли неотъемлемой частью в картины крупнейших мастеров живописи, растительный орнамент характерен для всего прикладного искусства. А сколько плодотворных идей черпают в мире растений архитектура и современный дизайн!

Начинающие художники часто рисуют и пишут растения. Однако в Первые дни работы неудач куда больше, чем достижений. Вместо привлекательных и художественно полноценных образов на листах бумаги и картона получаются сумбурные путаные формы, в цвете, рисунке которых почти нет ничего от богатства окружающей природы. Изображать растения вовсе не просто. Тут требуется максимум внимания, настойчивости, методичности, а главное - знаний того, что делаешь. Всякий поверхностный, недобросовестный подход, игнорирование ненужных на первый взгляд деталей приводит к неудаче. Форма растений различна по конструктивной сущности, пластике, художественному очарованию. Кроме того, приходится встречаться со всевозможными ракурсами, сложнейшей ритмикой и переплетением форм, с неожиданными цветовыми нюансами.

Почти все отличают ромашку от одуванчика, но на поверку оказывается, что мало кто может верно описать вид их листьев. Присев отдохнуть в высокой траве, многие не могут узнать самых общеизвестных растений, так как угол зрения становится необычным для глаза. Поэтому первое правило - вдумчиво рассматривай то, что хочешь изобразить. Процесс этот неспешный. Он включает в себя анализ формы и осознание красоты ее построения. Нужно научиться любоваться самой незаметной придорожной травой и понять, что она так же красива, как и заморская орхидея. Мало того, она - художественно совершенна, и все зависит от того, чтобы увидеть это и суметь воплотить в живописи или рисунке.
Р. Абдурахманов. Наброски цветов и растений. Карандаш, акварель. 1978-1981.

Р. Абдурахманов. Наброски цветов и растений. Карандаш, акварель. 1978-1981.

Р. Абдурахманов. Наброски цветов и растений. Карандаш, акварель. 1978-1981.

Р. Абдурахманов. Наброски цветов и растений. Карандаш, акварель. 1978-1981.
Продолжение