Искусство

История искусства

Бистр, тушь

Ж. Парросель. Этюд двух всадников. Тушь, перо, кисть.
Ж. Парросель. Этюд двух всадников. Тушь, перо, кисть.


Перед вами рисунок французского художника Жозефа Парроселя (1646 -1704). Тонкие и уверенные росчерки пера лаконично передают большие формы и мелкие детали, движение в незатейливом сюжете. Впечатление объема, формы достигается не только посредством "живой" линии, но и тоновой красно-коричневой заливкой. Этот рисунок выполнен тушью-пером и кистью.

Посещая выставки графики, знакомясь с репродукциями известных художников настоящего и прошлого, вы, очевидно, обращали внимание на условные буквенные сокращения рядом с названием работы. Как правило, это название материала, техники, которые использовал художник. Мы познакомим вас с так называемыми "мокрыми" графическими материалами и техниками - бистром и тушью. В чем-то они схожи, но есть и различия.

Бистр (франц. bistre) - краска, получаемая из сажи специально обработанной древесины в определенной смеси со связующим веществом (клеем). Интенсивный темно-коричневый цвет ее при разбавлении водой изменяется, приобретая более светлые и мягкие тона с желтоватым оттенком. Бистр, а позднее и тушь были излюбленными средствами для рисования у старых мастеров (XV-ХVIIIвв.) Рафаэля, С. Боттичелли, А. Дюрера, П. Брейгеля, Рембрандта, А. Ван-Дейка. В конце XVIII века бистр как изобразительный материал постепенно уступает свое место туши и сепии.

Тушь (немец. tusche) - рисовальный материал, состоящий преимущественно из сажи, образующейся при сгорании масел, и клеящих веществ. Тушь бывает сухая, в виде плиток, и жидкая. Разбавленная водой, по высыхании она почти не смывается. Цветовые оттенки ее могут колебаться от буроватого до серебристо-серого. Неразбавленная тушь в отличие от прозрачной акварели дает на бумаге интенсивно-черное пятно.

Рафаэль. Голова девушки в профиль. Перо, бистр.
Рафаэль. Голова девушки в профиль. Перо, бистр.
Продолжение