Искусство

История искусства

Рисуем деревья

Художники всегда любили изображать деревья. Нередко всего лишь одно дерево, написанное на фоне дальней рощи или леса, в поле или у реки, дает картине остроту выразительности, глубину настроения. Есть произведения, в которых дерево является "главным героем",- помните полотно И. Шишкина "Среди долины ровныя"?

В Китае и Японии жанр пейзажа оформился еще в VI веке. Созерцание растений, камней, желание запечатлеть их, одновременно выражая свое отношение к мирозданию, всегда было свойственно художникам этих стран. Познание природы, ее сущности лежало в основе древнейших философских систем Востока. В Китае, в самом названии пейзажа: "шань-шуй", что означает "горы-воды", сказывалось образно-мифологическое отношение к природе. За каждым частным, отдельным ее явлением закреплялся тот или иной символ. Например, хризантемы связывались с образами осени, пионы означали богатство, сосна - долголетие. Художник V века Се Хе утверждал, что мастер должен в первую очередь передавать дыхание жизни, движение, неустанное развитие, но воплотить это он может, лишь следуя природе.

А. Иванов. Дерево в парке Киджи. 1843.
А. Иванов. Дерево в парке Киджи. 1843.


Основная особенность китайского искусства - раскрытие большого через малое, целого - через деталь. Изображая дерево, художник рассказывал и о своем внутреннем переживании, и о природе в целом, и о Вселенной. Причем рассказ этот был поэтическим и нередко сопровождался стихотворным текстом.

Качество туши, размеры и форма кистей, ворс, из которого они изготовлены,- это всегда было крайне важным для китайских мастеров.

Интерес европейских художников к деревьям возрастал с развитием пейзажного жанра. Живописцы Голландии в XVII веке по-своему взглянули на родную природу. Много внимания они начали уделять деревьям, стремясь передать их "портретное" сходство, очеловечить. Увлеченно, пытливо фиксировали на бумаге и холсте особенности их строения, материальность, фактуру. К числу таких работ относится гравюра "Рисунок дерева". Ее автор - Хендрик Полтзивс так правдиво и выразительно изобразил часть ствола старого дуплистого дерева, что мы легко можем составить рассказ о его долгой и не всегда легкой жизни.

Другой голландский художник XVII столетия - Руланд Севрей нарисовал сангиной группу старых деревьев. Причудливые формы стволов, наросты и наплывы, корни, еще поддерживающие уходящую жизнь, глубоко заинтересовали мастера. Вдохновенно, легко, точно и в то же время живописно запечатлел он эту фантазию природы.
Продолжение