Скульптура

Поликлет

2-я пол. V в. до н.э.


Поликлет. Диадумен


Диадумен

Неоаттическая копия. Мрамор. Национальный археологический музей, Афины.


Имя одного из самых прославленных древнегреческих скульпторов Поликлета стоит в одном ряду с именами Мирона и Фидия. Достоверные сведения о мастере довольно скудны. Известно, что он работал уже в период так называемой высокой классики - в середине и во второй половине V в. до н.э. Именно он создал тот обобщенный художественный образ атлета, который стал нормой и образцом для подражания не только у современников, но и у художников последующих веков во многих странах мира. Поликлетом был написан теоретический трактат "Канон" ("Правило"), в котором скульптор точно рассчитывал пропорции частей тела, исходя из роста человека. Свой идеал он выразил в сдержанно-мощных, спокойно-величественных образах "Дорифора" ("Копьеносца"; 450-440 до н.э.), "Раненой амазонки" для знаменитого храма Артемиды в Эфесе и "Диадумена" - атлета, увенчивающего свою голову победной повязкой (около 420 до н.э.). В созданных Поликлетом образах гармонично сочетаются физическая мощь, душевный покой, ясность. Диадумен представлен в легком движении, не нарушающем его душевного покоя и внутренней сосредоточенности. Не случайно выбран именно юноша в расцвете сил, когда развитие физическое и духовное наиболее близки к равновесию, гармонии. Скульптор изображает человеческое тело как совершенное творение бессмертных богов. Это образ идеального, рожденного свободным гражданина греческого полиса.



Назад Скульптура Продолжение