Искусство

История искусства

СКУЛЬПТОР ИВАН МАРТОС

И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Бронза, гранит. 1804 - 1815. Открыт в 1818 году.

И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Бронза, гранит. 1804 - 1815. Открыт в 1818 году.

Первый   проект   памятника Минину и Пожарскому. Гравюра. 1804.

Первый проект памятника Минину и Пожарскому. Гравюра. 1804.
    В февральский день 1818 года на Красной площади собралась огромная толпа народа. Все замерли в ожидании торжественного зрелища. И вот с сооружения, расположенного напротив кремлевской стены, спало парусиновое покрывало, грянула музыка, и публика на площади увидела изваянных в бронзе Козьму Минина и Дмитрия Пожарского - знаменитых вдохновителей нижегородского ополчения, изгнавшего поляков из Москвы. Салютуя героям, мимо памятника шли маршем русские гвардейцы, покрывшие себя неувядаемой славой в войне с Наполеоном. Патриотический подъем народа в начале XVII века и победа русского оружия двести лет спустя получили единое символическое воплощение в монументе. Его идею автор определил как "знаменование решительного союза государственных сословий, непоколебимой твердости, неподражаемых примеров любви к Отечеству".

    К созданию памятника Мартос обратился уже зрелым мастером, проявившим свой недюжинный талант в создании произведений мемориальной скульптуры. Огромная сила чувства, проникновение в сокровенные тайны жизни, постижение глубины и сложности человеческого характера, а также редкий дар найти этому единственно верную форму выражения - качества, присущие лишь истинным художникам. Таким был Иван Петрович Мартос - один из крупнейших мастеров русской скульптуры эпохи ее первого блистательного расцвета.

    Художник прошел долгий жизненный путь, с самого начала определив свое главное предназначение - беззаветное служение искусству. Мартос родился в маленьком селении Ичне, среди лесов и полей Черниговщины, в семье украинского казака. Подобно другим русским художникам, в раннем детстве он проявил способности к рисованию и был отдан в Академию художеств. Здесь в течение десяти лет упорно и терпеливо постигал мастерство ваятеля. Серьезную академическую подготовку прошел у своих учителей А. П. Лосенко и Н. Жилле.

    В то время преподавание в Академии художеств было подчинено строгой, последовательной системе. Ученики младших классов начинали с того, что тщательно срисовывали гравюры, выполненные с классических произведений, основательно работали с гипсовыми слепками, упражняли глаз, копируя замысловатые орнаменты. Когда же по прошествии определенного времени молодой художник приступал к рисованию и лепке живой натуры, его руки и глаз были уже достаточно подготовлены к ясному, сознательному восприятию формы, ритма, характера плотности и подвижности человеческого тела. Даже самые скромные классные рисунки учеников Академии художеств той поры выглядят часто как вполне завершенные произведения.

    Неутомимый труженик, стремящийся к совершенству на избранном профессиональном поприще, Мартос много работал, постоянно учился, развивал вкус, с молодых лет и до глубокой старости презирал лень и праздность. Позже, вспоминая пору учебы, он скажет, что "скульптор должен знать во всей подробности всякое наружное движение человека, анатомию, пропорции, совершенную правильность рисунка и душевные страсти".

    Накопление необходимых знаний продолжалось в Италии, куда по окончании академии будущие мастера скульптуры И. Мартос и М. Козловский отправились "совершенствоваться в художествах". Они видели здесь знаменитые антики, открывали для себя мир идеальной гармонии, терпеливо учились у древних мастеров, овладевали ремеслом рубки из мрамора.
Продолжение