Искусство

История искусства

Памятник Петру I

М. Воробьев. Исаакиевский собор и памятник Петру Великому (1844)
М. Воробьев. Исаакиевский собор и памятник Петру Великому (1844)


    Существенное отличие статуи Фальконе от многих европейских конных памятников - в ее динамизме. Всадник устремлен вперед, в будущее. В том мощном движении заложен глубокий символический смысл, передана сама петровская эпоха ее бурными преобразованиями, с открывающийся историческими перспективами. Фигура Петра величественно-спокойна и вместе с тем полна 1утренней силы, энергии. Петр уверенно управ-гет конем; жестом правой, свободно простертой /ки он как бы утверждает незыблемость государства.

М. А. Колло. Портрет Петра I. Гипс. Конец 1760-х г.
М. А. Колло. Портрет Петра I. Гипс. Конец 1760-х г.


    В его лице должна была сконцентрироваться вся психологическая глубина образа. Здесь оказалось достаточно знания особенностей внешнего облика царя, необходимо было добиться большего обобщения. С этой нелегкой задачей прекрасно справилась молодая ученица Фальконе Мари Анн Колло, прибывшая в Россию вместе с прославленным мастером. Взяв за основу маску Петра, созданную Растрелли, Колло несколько изменила пропорции лица. Она сумела найти должную меру обобщения, добиться выражения экспрессии, страстности. Художнице удалось создать именно тот образ, что соответствовал характеру монумента, его главной идее. В чертах Петра неукротимая воля сочетается с одухотворенностью. Лицо озарено мыслью - царь как бы провидит осуществление потомками своих начинаний.

Фальконе отказался от традиционных аллегорических фигур, которые во многих европейских памятниках дополняли характеристику героя. В силуэт "Медного всадника" он ввел всего лишь одну явную аллегорию - змею, извивающуюся под копытами коня. Эта деталь необычайно важна в раскрытии содержания монумента. Змея олицетворяет людскую зависть и зло, с которыми боролся Петр. Деталь играла также конструктивную роль, объясняемую необычностью композиции монумента. Конь, в яростном порыве оторвавшийся от земли, должен был получить дополнительную точку опоры, обеспечивающую устойчивость скульптуры. Змея как раз и явилась этой дополнительной опорой. Ее вылепил русский скульптор Федор Гордеев.

    Смелая композиция статуи продиктовала Фальконе необходимость по-новому решить и пьедестал. У скульптора возникает мысль сделать постамент в виде монолитной естественной скалы. Всадник, преодолевая подъем, оказывается на ее вершине. Это явилось бы метафорой тех трудностей, которые преодолевал Петр на своем жизненном пути. Однако отыскать цельную скалу огромного размера для пьедестала оказалось задачей трудной. Помог ее решить крестьянин Семен Вишняков, сообщивший, что близ села Лахты находится огромный монолит. В народе его называли "гром-камень", так как он был расколот молнией. По преданию, Петр с высоты этого камня осматривал окрестности Лахты.

Начало Продолжение