Искусство

История искусства

Памятник Петру I

Торжественное открытие монумента. Старинная гравюра. Из фондов Музея архитектуры имени А. В. Щусева
Торжественное открытие монумента. Старинная гравюра. Из фондов Музея архитектуры имени А. В. Щусева


    7 августа 1782 года в Петербурге был открыт памятник Петру I. Вряд ли кто в тот праздничный день думал о трудностях, которые пришлось преодолеть, чтобы бронзовая фигура Петра предстала во всем своем величии. Открытию памятника предшествовали 16 лет напряженной работы, в ней участвовало много людей разных званий и профессий.

    Идея создания монумента Петру I возникла еще при его жизни и возрождалась в последующие десятилетия. Неоднократно к образу Петра обращается Карло Растрелли. Он снял маску с лица императора, создал его скульптурный портрет, вылепил фигуру из воска. Произведения Растрелли представляют особую ценность благодаря тому, что художник лично знал русского царя. В 1744 году Растрелли заканчивает конную статую, ставшую итогом его длительной работы над образом Петра. Позднее в Академии наук разрабатывается проект надгробного памятника императору для Петропавловского собора. Над проектом этого ансамбля размышлял Ломоносов, он намеревался украсить усыпальницу монументальными мозаиками, повествующими о важнейших событиях жизни Петра. К сожалению, проекту не суждено было осуществиться.

    К началу 60-х годов был накоплен богатый опыт в работе над образом Петра. Кроме того, людей этой эпохи отделяла от петровского времени значительная историческая дистанция, что предполагало дополнительную трудность и ответственность. Необходим был художник, способный осмыслить личность Петра, создать символический образ переломной петровской эпохи. Такого мастера Россия обрела в лице французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.

    Не кто иной, как Дени Дидро, высоко ценивший талант Фальконе, рекомендовал его для этой работы. Художник приехал в Петербург в 1766 году и пробыл здесь вплоть до 1778 года. Двенадцать лет жизни посвятил скульптор созданию памятника. Закончив его, Фальконе мог с полным правом повторить слова Горация "не весь умру". Своим произведением скульптор вписал новую страницу в историю монументального искусства.

    Конная статуя - достаточно традиционный жанр монументальной скульптуры, существующий со времен античности. Немало конных монументов было создано в Европе в XVII-XVIII веках. В этих памятниках в соответствии с доктриной абсолютизма монарх неизменно был представлен в возвышенно-идеализированном плане. Он как бы утверждал свое могущество, представал блистательным полководцем и благодетелем подданных. Выражению этой идеи служило и композиционное решение: фигура всадника, облаченного в одеяние римского императора, торжественно возвышалась на спокойно ступающем коне. Прообразом для многих конных монументов XVII-XVIII веков послужила античная статуя императора Марка Аврелия. Именно ее рекомендовал Фальконе президент Академии художеств генерал-поручик Зецкой в качестве образца, которому надо непреложно следовать. Однако скульптор отказался от проторенного пути. Изучив опыт предшественников, он нашел иное образное решение. Художник глубже раскрыл личность героя. Убежденный сторонник идей Просвещения, Фальконе видел значение человека прежде всего в его нравственных и духовных качествах.

Продолжение