Искусство

История искусства

Французкий регулярный парк

Водный партер и канал в парке Шантийи. Гравюра конца XVII века. Фрагмент.

Водный партер и канал в парке Шантийи. Гравюра конца XVII века. Фрагмент.


За Королевской аллеей в 1670 году соорудили овальный бассейн Аполлона. Рисунок для скульптурного убранства фонтана сделал Ш. Лебрен. Запряженная четверкой лошадей колесница, на которой восседал Аполлон, как бы медленно появлялась из морской пучины. Ее окружили морские чудовища, трубящие в раковины - так возвещалось начало нового дня. Некоторые фонтаны были так необычны, что становились украшением боскета, в котором находились. Фонтан "Обелиск" (или, как его называли, "Водяная гора"), сооруженный по проекту скульптора Ф. Жирардона, состоял из нескольких сотен трубок различной высоты. Бьющие из них струи скрывали конструкцию сооружения - это была действительно гора из воды! Устройство водных забав в Версале требовало огромного количества воды, которую приходилось добывать глубоко под землей - ближайшие реки быстро истощились. Акведук, сооруженный под руководством знаменитого французского инженера Вобана,- чудо инженерной мысли XVII века.

Создание комплексов в Во-Ле-Викомт и Версале вызвало волну увлечения паркостроительством во Франции. Придворная знать стремилась окружить себя роскошью, подобной королевской. Ленотр принимал участие в создании садов Сен-Клу в поместье Филиппа Орлеанского, переделывались в соответствии с новыми вкусами парки Рамбуйе, Мэйтено, Фонтенбло, Тюильри.

Видный вельможа, полководец Конде, одним из первых после короля пригласил Ленотра в свое поместье Шантийи, где находился старинный замок, стоявший на островке, окруженном водой. Так выглядело это место, когда в 1661 году здесь появился знаменитый Ленотр. Парк Шантийи создавался одновременно с Версалем, но в их облике мало схожих черт. И не только потому, что первый гораздо меньше второго по площади. Парк не вытянут линией к горизонту, а сильно развернут на местности в ширину.

Сразу за круглым фонтаном Ленотр, как в Во-Ле-Викомт и Версале, проложил перспективу. Но только в Шантийи она особенная - водная. Ее ось проходила по рукаву водного канала, пересекавшего парк. По глади вод скользили раскрашенные лодки. Слева и справа от своеобразной водной аллеи размещались зеленые газоны, симметричные друг другу. В центре каждого бассейна бил высокий фонтан, наполняя воздух прохладой и услаждая слух журчанием воды. Пространство занято лужайками, чьи очертания напоминали треугольник со срезанными углами. Вдоль дорожек расставлены скульптуры и мраморные вазоны с цветами.

В Шантийи гостили поэты Н. Буало, Ж. Лафонтен, драматург Мольер со своей труппой, Ж. Расин. Избранное общество непременно посещало рощи, устроенные к западу от партера. Сильно пострадавшие от времени, они считаются одним из самых красивых творений Ленотра. Здесь, как и в Версале, в зелени боскетов были устроены фонтаны, зеленые театры. Недаром Людовик XIV, по достоинству оценив красоту парка, заявил Конде, что тот должен отдать ему Шантийи. "Шантийи принадлежит Вам; Ваше Величество может считать меня своим привратником",- ответил находчивый владелец поместья. В память о гениальном садоводе там установлена скульптура, изображающая Андре Ленотра за работой.

Фонтан Тиски в парке Шантийи. Гравюра конца XVII века.

Фонтан "Тиски" в парке Шантийи. Гравюра конца XVII века.


В подражание регулярным садам в Германии, Австрии, Италии, Англии стали возникать их подобия. Близ Берлина возведен великолепный парк Сан-Суси, в Вене - Шенбрунн. В 1717 году Версаль посетил Петр I, после чего в России появились первые регулярные сады: в окрестностях столицы - Летний сад, Петергоф, Стрельна, Оранниенбаум; вокруг Москвы - Кусково, Останкино.

Во Франции регулярный стиль сохранял популярность на протяжении XVII-XVIII веков. Правда, во второй половине XVIII века Франция вслед за Англией была охвачена новыми идеями в области садоводства. Под воздействием философии Ж.-Ж. Руссо французские аристократы начали разбивать пейзажные парки: Мулен-Жоли, Эрменонвилль, Меревилль. Но чаще в новом вкусе переделывали старые регулярные сады. Связь художников с практикой паркостроительства породила небывалое увлечение парковым ландшафтом в живописи, что составляет значительную часть наследия Г. Робера, Ж.-О. Фрагонара. Удивительная красота оживет перед тем, кто вглядится в старинные полотна и рисунки с изображениями садов, большинство из которых уже исчезло с лица земли...

Назад