Искусство

История искусства

Французкий регулярный парк

Триумфальная арка в одном из боскетов Версальского парка. Гравюра конца XVII века.

Триумфальная арка в одном из боскетов Версальского парка. Гравюра конца XVII века.


С самого начала Версаль задумывался как новая столица Франции. Туда сходились три дороги, ведущие из Парижа и королевских дворцов в Сен-Клу и Со. На запад от дворца был разбит парк, занимавший площадь в шесть тысяч гектаров! Почти каждая его часть посвящалась тому или иному событию, например победам в военных сражениях. Жизнь в Версале кипела: праздники, концерты, театральные представления, охота, лодочные катания и маскарады следовали один за другим. Развлечения обставлялись необычайно пышно.

Порядок ознакомления с парком был описан в путеводителе, в составлении которого участвовал сам монарх. Прогулка задумывалась так, чтобы человек мог наглядно убедиться в том, что "Король-Солнце" - живое олицетворение покровителя изящных искусств Аполлона. Сразу же за дворцом располагался партер с двумя бассейнами. С этого места Ленотр открыл величественную перспективу на парк, чьи аллеи, казалось, уходили в бесконечность. За гладью воды начиналась широкая лестница, по которой госпгспускались к круглому фонтану Латоны, матери бога Аполлона. За ним начиналась так называемая Королевская аллея, протянувшаяся на 600 метров. Справа и слева от нее проложили Осеннюю и Летнюю аллеи.

Особая прелесть версальского парка в боскетах, разбитых на правильные участки. В зелени листвы, словно в камне, были "прорублены" настоящие туннели со сводами, обширные залы, где разместились летние театры. Материалом для удивительных сооружений Ленотра служили листва и ветви деревьев. Руками искусных мастеров в их кронах выстригались нужные участки. Сами деревья рассаживали таким образом, что создавали боскеты причудливых форм. Так "королем садовников" было возрождено искусство декоративной стрижки деревьев, известное еще в античную эпоху. Но ее принципы во французском регулярном парке отличались от античных: использовались только очертания геометрических фигур - куба, шара, пирамиды. Ленотр не терпел детализации; оперировал крупными массами, пространством. Наибольшей известностью пользовались боскеты "Зал раковин", "Три фонтана", "Болото". Знаменит "Лабиринт", на пересечении аллей которого возвышались фонтаны с лепниной на тему басен Эзопа. Славился красотой боскет "Бассейн Аполлона", перестроенный в конце XVIII века под руководством художника-декоратора Гюбера Робера. Искусство декоративной стрижки деревьев и кустарников стало отличительной чертой регулярного парка.

Фонтан Флоры в Версальском парке. Гравюра конца XVII века.

Фонтан Флоры в Версальском парке. Гравюра конца XVII века.


Зелень боскетов подстригали так аккуратно, что создавалось впечатление огороженности со всех сторон высокими стенами. Цветы здесь рассаживали в редких случаях - для этого были введены оранжереи. Цветы привозились туда со всей Франции, иногда даже из других стран. Особое предпочтение отдавали декоративным растениям, имеющим нежный аромат; рассаживали в горшках с таким расчетом, чтобы увядшие заменить вновь распустившимися. Король не должен был видеть мертвых цветов.

Назад Продолжение