Искусство

История искусства

Классическая живопись Китая

Классическая живопись Китая

Сюй Даонин.
Ловля рыбы в горном потоке.
Цемент свитка на шелке.
Тушь. Первая половина XI века

Классическая живопись Китая

Ма Юань.
Одинокий рыбак на зимнем озере.
Фрагмент.
Тушь. Конец XII-начало XIII века.

Китайские художники знали много способов рассказать о жизни природы. С VIII века нашей эры одним из них, Ван Вэем, наряду с водяными минеральными красками стала применяться черная тушь. Она давала особенно живописную плавность тональных переходов. Тогда же утвердились и две основные манеры. Одна тщательная, скрупулезная - "гун-би" ("прилежная кисть"), другая - более свободная, раскованная - "се-и" ("выражение идеи"). Пользуясь ими, мастера достигали порой самых неожиданных эффектов. Часто всего лишь одна деталь - например, ветка сосны, нахохлившаяся птица - в произведениях Му Ци или Лян Кай (XIII век) придавала им суровую, сдержанную мощь, драматизм.

В сочетании линии и пятна - один из секретов разнообразия и выразительности живописи Китая. Тончайшие градации тона в союзе с острым, сильным штрихом создавали впечатление воздушности, тающих в тумане далей. Белая матовая поверхность бумаги, не отражающая света и легко впитывающая тушь, умело трактовалась как пространственная среда. Зернистая фактура шелковой ткани играла ту же роль. Эскизность и незавершенность, возведенные в творческий принцип, заставляли зрителя домысливать произведение, чувствовать себя причастным к процессу творчества.

Рожденный воображением художника пейзаж всегда был наполнен дыханием жизни. На длинном свитке "Осень в долине Желтой реки", исполненном в XI веке Го Си, изображены бесконечные- цепи гор, старые сосны, хижины, утонувшие в волнах мягкого тумана. Покой царит в природе. Пейзаж монохромен, написан легкими размывами туши в сочетании с четкими o графическими линиями. А знаменитый художник Ма Юань, живший в XII-XIII веках, изображая утлую лодку рыбака, качающуюся среди просторов зимнего озера, не дает ни берегов, ни вообще клочка суши. Создается ощущение бескрайнего пространства, полного жизни. Намеченное несколькими сильными ударами кисти волнение вокруг лодки передает движущуюся водную стихию.

Классическая живопись Китая

Классическая живопись Китая

Классическая живопись Китая

Назад Продолжение


См. так же в библиотеке: Китайская пейзажная живопись, Китайский портрет, Китайская живопись: цветы и птицы, Китайская каллиграфия.