Искусство

История искусства

Японские сады

Японские сады. Сад Дайсен-ин в монастыре Дайтокудзи в Киото. Начало XVI века.

Сад Дайсен-ин в монастыре Дайтокудзи в Киото. Начало XVI века.

Один из садов типа "сухой пейзаж", где вода символизируется галькой, а водопад - группой высоких камней и растений. Справа от низкого каменного моста расположен так называемый остров журавля, а слева - остров черепахи, две группы, составляющие основу многих монастырских садов.

Это и было творчество, сочетавшее вдохновение и расчет, раскованную фантазию и владение условным языком искусства. Расположенный под открытым небом сад всегда связан с естественным окружением - сменой дня и ночи, солнечных дней и непогоды, чередованием времен года. В каждый следующий миг он другой, и наиболее искусные мастера строили сад "четырех времен года", выявляя особенности каждого сезона. Для полноты эмоционального воздействия они использовали и мерный шум искусственного водопада, и музыку капель дождя, падающего на специально высаженные растения с широкими листьями. Художник учитывал то, как будет отражаться в пруду полная осенняя луна и как изменятся камни, когда выпадет пушистый мягкий снег. Палитрой художника были краски природы, и он упорно, кропотливо учился пользоваться ими, передавая свой опыт следующим поколениям.

В композиции сада камни, песок, водоем не просто камни, песок, водоем, они имеют еще и символический смысл, изображают нечто большее и значительное. Подобно тому как слова в поэзии, свойственные обыденной речи, организуются ритмически, выстраиваются в строфы и получают при этом более емкий смысл, так и в культуре садов формы, созданные природой, лишь под рукой художника становятся высоким искусством.

Несмотря на то, что многие композиции выполнялись определенными авторами, в целом это искусство типологическое, то есть каждое новое произведение, отличаясь от других в конкретных деталях, строилось по каноническим правилам. Видоизменения здесь были связаны с исторической эволюцией всей японской культуры, сменой философских и религиозных представлений, развитием архитектуры.

Сады, создававшиеся у дворцов аристократии, существенно отличались от садов в буддийских монастырях. Сад с прудом, по которому можно кататься на лодке, был распланирован иначе, чем предназначенный только для созерцания с веранды храма или дома. Ландшафтный сад, где учитывался каждый поворот дорожки, открывая взору новый вид, подразумевал иные приемы построения, чем миниатюрный "пейзаж на подносе", помещенный в интерьере дома. Так садовое искусство Японии от века к веку менялось, но сохраняло при этом свои основные законы.


Назад Продолжение