Искусство

История искусства

Японские сады

Японские сады. Сад Дзиходзи в Киото. Серебряный павильон. XV в.

Сад Дзиходзи в Киото. Серебряный павильон. XV в.

Первоначально павильон был загородной виллой правителя Японии сегуна Асикага Ёсимаса, а затем был превращен в буддийский храм. Главный элемент в композиции сада - водоем.

В культуре народов Дальнего Востока для объяснения мироздания была принята так называемая система инь-ян, впервые изложенная в древнекитайской "Книге Перемен". Это было учение о постоянном взаимодействии в природе двух противоположных начал: пассивного, темного, женского начала - инь и активного, светлого, мужского начала - ян. В средневековый период система инь-ян была основой многих философских построений, а также отразилась в практике искусства, в том числе и садов.

Хотя замысел художника был связан с выбором "главного героя" сада и он создавал сад камней, сад мхов, сад воды, композиция должна содержать два основных компонента: это инь-ян сада, его "кровь" и его "скелет" - вода и камни. Вода могла быть натуральной или символизировалась песком и галькой. Камни, за редким исключением, присутствовали всегда.

Сутэ-иси - искусство расстановки камней - считалось главным в работе художника. Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, а также в соответствии с общим характером сада, его стилем. По форме они делились на пять основных групп: статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий, изогнутый. В руководствах рекомендовали отобранные камни тщательно рассмотреть, отыскать в каждом его "лицо", его "позу": "Среди камней одни убегают,

другие преследуют, одни прислоняются, другие - поддерживают, смотрят вверх и смотрят вниз, лежат или стоят". Задача художника состоит в том, чтобы понять возможности каждого камня и сгруппировать их наиболее выразительно.



Сад Мандзю-ин в Киото. Середина XVIII века.

Здесь основа композиции - дерево сосны,
вокруг него выделен "остров" из мхов и камней,
омываемый "потоком" из белой гальки.
Японские сады. Сад Мандзю-ин в Киото. Середина XVIII века.

Назад Продолжение