Искусство

История искусства

Японские сады

Японские сады. Остров-скала на тихоокеанском побережье Японии.

Остров-скала на тихоокеанском побережье Японии.

Японские сады. Камни и растения в саду Дайсен-ин в Киото. Деталь. Начало XVI века.

Камни и растения в саду Дайсен-ин в Киото. Деталь. Начало XVI века.

Композиция напоминает естественный пейзаж. Так становится ясно, что образы японских садов соотносятся с реальной природой.

Вода - второй важнейший компонент сада. И устройству водоема, его форме, направлению течения, если это ручей, придается большое значение. Водоем может иметь песчаные или каменистые берега, заливы и острова. Одной из любимейших деталей композиции был водопад. Место для него выбиралось особенно тщательно: вдали от дома, но так, чтобы был слышен звук воды, а в лунную ночь виден отблеск струй. В руководствах указаны многочисленные типы водопадов, островов, мостиков, дорожек, изгородей.

Большое внимание уделялось подбору растений, их форме, изменению окраски листвы осенью, цвету зелени весной и летом. Самой любимой в саду была сосна, символизирующая долголетие. Из цветущих деревьев предпочтение оказывалось вишне - сакуре и дикой сливе, а из кустарников - камелии, азалии и хаги. При высаживании растений учитывали их масштабное соотношение с водоемом, камнями, цветовую согласованность друг с другом, мхами и травами. Японские садоводы достигли необыкновенного мастерства в пересадке растений, выращивании деревьев с нужной величиной и формой кроны.

Подобно тому как европейское искусство средневековья было связано с христианской религией, японская культура связана с буддизмом. В период высшего расцвета искусства садов наибольшее влияние имела буддийская секта дзэн ("созерцание") - учение, где основные идеи, зародившиеся в Индии, соединялись с некоторыми принципами китайской философии, а также элементами древ-неяпонской религии синтоизма. Основное внимание дзэн было направлено на природу, в понятие которой включался не только окружающий мир, но и внутренняя природа человека. В этом учении утверждалось, что для передачи скрытой сути вещей и явлений непригодны слова и понятия, что путь к истине - в интуиции, в созерцании природы или ее образов в искусстве. Метафора, символ важнее цепи логических рассуждений, а миг переживания красоты может стать моментом "озарения", соприкосновения с истиной. Поэтому учение дзэн придавало особенно большое значение искусству, а дзэнские монастыри стали центрами средневековой культуры, где процветали поэзия, каллиграфия, живопись, искусство садов.


Назад Продолжение