Искусство

История искусства

Икебана

Икебана. Композиция с георгинами в низкой вазе.

Икебана. Композиция из лианы и плодов.

Вазы используются самые разнообразные, в основном керамические, и не только удлиненные, с узкой горловиной, но и низкие, плоские - в виде плошек и мисок. В последних растения удерживаются на специальных металлических приспособлениях для укрепления и придания нужного положения - кендзанах. Открытая водная поверхность в таких сосудах - дополнительный и очень интересный художественно-композиционный элемент.

В основу построения икэбаны берется разносторонний треугольник, вершины которого - концы главных трех элементов композиции.

Размеры ветвей определяются величиной вазы. В наиболее популярных школах икэбаны оптимальная длина самой большой ветки равна сумме диаметра и высоты вазы, увеличенной в полтора раза. В зависимости от размера помещения и места, где устанавливается композиция, допустимо указанную сумму увеличить в два раза или вовсе не увеличивать. Второй элем< остова по длине равен 3/4 первого, а третий - 3/4 или половине от второго. Например если диаметр вазы 24 см, а высота ее 6 см, то длина главной ветки будет равна 45 см - (24+6) XI,5, второй - около 34 см третьей - 17-25,5 см. Естественность достигается также разными наклонами веток цветов. Так, по учебной программе в основной форме самая длинная ветка наклоняется 10-15° влево и вперед от наблюдателя, вторая - на 45° и левее третья - на 75° вперед и вправо. Для большей пышности к новым ставят дополнительные растения. Если менять местами используемые в композиции ветки и цветы, можно получить сколько ее вариантов. При установке в высоких вазах к длине стебля надо прибавлять еще и длину той части, которая будет погружаться в вазу.

Развиваясь в течение веков икэбана постепенно изменялась приобретала все большее разнообразие форм и стилей, становилась доступнее широким слоям населения по технике обучения. Сейчас существует много направлений и школ. Среди них есть хранительницы древних так называемых традициональнных стилей, для которых характено строго канонизированные правила. Другие школы значительно упростили и разнообразили цветочные композиции, позволили аранжировщику свободнее выражать замысел своих произведений. Некоторые из них отдают дань и всевозможным модным течениям в изобразитель, искусстве.


Назад Продолжение