Искусство

История искусства

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО

ИКОНОСТАС УСПЕНСКОГО СОБОРА ВО ВЛАДИМИРЕ АНДРЕЯ РУБЛЕВА

Деталь схематической реконструкции иконостаса Успенского собора во Владимире (по рис. В. В. Филатова) На этот расчет расположения деисусных икон обратил мое внимание Л.. В. Бетин, которому я крайне благодарен за это указание, тем более, что, по описи 1708 года, древний иконостас владимирского Успенского собора содержал 83 иконы, т. е. был весьма велик по своему составу2. Помимо этого, дополнительным свидетельством в пользу первоначального состава "Деисуса" рублевского иконостаса из 21 иконы следует считать иконостас московского Успенского собора, деисусный чин которого, написанный Дионисием, также состоял из 21 иконы 3. А мы знаем, чnо в конце XV века московский митрополит стремился по возможности воспроизвести в Москве владимирский образец не только в камне, но и, как видим, в системе внутреннего убранства 4.

Тот же дионисиевский иконостас дает возможность восстановить и состав рублевского иконостаса. Московский иконостас 1481 года состоял из 21 иконы деисусного чина, 25 праздничных икон, 15 пророков и 21 праотцев, т. е. из 82 икон. По-видимому, завершающее иконостас "Распятие" отдельно не упоминалось, но включалось в общее число икон. Итого 83 иконы, т. е. полное соответствие с рублевским иконостасом во Владимире (отсюда становится ясным, откуда у Дионисия появились рублевские прориси в его более поздних произведениях). Правда, летопись (Львовская) упоминает под 1481 годом, что Дионисий с попом Тимофеем, Ярцом и Конем получили 100 рублей за написание "Деисуса", праздников и пророков. Но oотсутствие упоминания праотцев ничего не говорит. Ведь в 1405 году, когда сообщалось о росписи Благовещенского собора, не было сказано ни слова об иконостасе Феофана, содержавшем, как мы теперь знаем, "Деисус", праздничный и пророческий чины. Умолчание в летописи о каком-либо факте еще не значит, что он не имел места. Помимо этого, иконостас собора Кирилло-Белозерского монастыря рубежа XV-XVI веков также имел 21 икону деисусного чина, чем подтверждается одновременность всех икон дионисиевского иконостаса в московском Успенском соборе и косвенно состав рублевского иконостаса во Владимире.

Итак, рублевский иконостас представлял собой следующее: во всю ширину собора шел деисусный чин в составе 21 иконы, прерываемый лишь фресковыми росписями на западных гранях столбов. Над ними также во всю ширину собора размещались 25 икон праздничного цикла. Сохранившиеся праздничные иконы имеют ширину, которая колеблется между 92 и 94 см (возможно, были и более узкие или более широкие иконы в зависимости от занимаемого места). В центральной абсиде их размещалось семь. Праздничные иконы в пролетах жертвенника и диаконника должны были быть примерно такого же размера, в то время как во всеволодовых нефах их размещалось по шести, т. е. они были уже, чем 90 см. Вместе с тем в расположении праздничного чина и остальных двух верхних чинов в центральной части собора имелась одна любопытная подробность. Если деисусный чин размещался от края и до края западных лопаток восточных столбов, то чины, названные выше, были вставлены в тябла, укрепленные в вырубках-пазах поперечных лопаток. Иными словами, деисусный чин выступал вперед, а остальные чины икон, расположенные над ним, отступали в глубь абсид. Благодаря такому расположению чиновых икон в перспективе с относительно близкого расстояния "Деисус" закрывал низ праздничного чина. С целью избежать этого недостатка под праздничный чин была вставлена на ребро доска, надо думать, украшенная живописным орнаментом, которая вместе с тяблами примерно была равна 70-75 см. Тем самым праздничный чин был хорошо виден и не загораживался верхом икон деисусного чина. Последний, в свою очередь, имел скрытое тябло, расположенное на высоте примерно в 1,80 м от нижнего тябла. На него опирались иконы деисусного чина 5. Что касается расположения чиновых икон в пристройках Всеволода, то здесь они располагались заподлицо с плоскостью среза стен храма Андрея Боголюбского. Тем самым расположение икон во владимирском иконостасе носило не плоскостной, а пространственный характер.

Пророки, имевшие ширину примерно в 1,48 м (высота 1,65 м) 6 и написанные по одному на каждой иконной доске, размещались, как и деисусный и праздничный чин, во всю ширину храма. В центральной абсиде их ширина должна была быть меньше, чтобы выделить икону "Знамения Богоматери" или "Богоматерь на престоле", расположенную в середине. Над ними размещались в количестве 21 иконы праотцы, занимая пролеты трех абсид (на чертеже их высота условна, ширина же примерно равнялась 50-55 см). В центре, судя по всему, находилось изображение "Отечества". По высоте они также были сравнительно невелики. Иконостас в центре завершался, надо думать, "Распятием" или изображением "Спаса Нерукотворного". Такую композицию иконостаса собора, принимая во внимание уникальную высоту икон, можно с полным правом назвать наиболее грандиозной из всего, что знала древняя Русь. Ведь общая ширина иконостаса достигала (вместе со столбами, украшенными фресками) примерно 28,5 м в ширину. Три фриза - деисусный, праздничный и пророческий - тянулись во всю ширину собора, охватывая все его пространство. Лишь в центре иконостас поднимался на большую высоту, усложненный ярусом праотеческого чина, что придавало ему облик ступенчатой пирамиды, торжественно вздымавшейся в глубине собора и повторявшей своим построением его пространственную архитектурную композицию.




2 ЦГАДА, Монастырский приказ, "Опись города Владимира соборной церкви Успения пресвятыя Богородицы всякой утвари на 31 листе", ф. 237, оп.1, ч. 2, д. № 2764, л. 7 ("Над царскими дверями деисус, апостолы, праздники, пророки и праотцы, восемьдесят три иконы в четыре пояса"). Приношу искреннюю благодарность за эту выписку Л. В. Бе-тину. В. И. Антонова, видимо, не учла это ценнейшее известие, хотя и сослалась на это архивное дело. См.. В. И. Антонова и Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи, т. I. М., 1963, стр. 271.
3 РИБ, т. III. Описи московского Успенского собора 1627 и 1638 годов. СПб., 1876, стлб. 308. "Да в той же соборной церкви деисус стоящий, 21 образ, над деисусом праздники,25 образов, обложены серебром же..., над праздниками пророки, пятнадцать образов..., над пророки праотцы, 21 образ" (см. также стлб. 413).
4 Вспомним привоз из Владимира в Москву владимирских реликвий - иконы "Владимирской Богоматери", большого сиона и др. б Эти подробности устройства иконостаса любезно сообщил мне В. В. Филатов, которому я приношу искреннюю благодарность. поле опилены примерно на 4 см. Приношу искреннюю благодарность Э. С. Смирновой за сообщение этих данных



Назад Продолжение