Как самостоятельная область искусства гравюра в России многим обязана выдающемуся педагогу В. Матэ. Вышедшие из его мастерской А.
Остроумова-Лебедева, И. Павлов, В. Фалилеев, И. Шиллинговский посвятили себя созданию оригинальных произведений, стали использовать
цвет.
Классическая черно-белая гравюра с появлением цветной претерпевает заметную эволюцию. Техника исполнения меняет характер, язык
выражения становится более простым и в то же время условным. Преобладающее значение получает пятно.
Линейно-штриховой метод с введением пятна становится излишним.
Спокойное, повествовательное развитие действия в сюжетных картинах первой половины XIX века уступало место новому содержанию и
новой форме. Происходили изменения в жанрах портрета и пейзажа. Замысел и композиционное решение стали более острыми и динамичными.
Показателен цикл работ А. Остроумовой-Лебедевой "Старый Петербург", где выразительность формы доведена до высокого совершенства
благодаря широкому диапазону соотношений черных и белых пятен. Пространство становится условным, изображение - плоским. Пятна
распределяются ритмически, получают законченные очертания. Это обогащает гравюру орнаментально-декоративным содержанием. Появляется
и новый материал - линолеум, который способствует развитию лаконичного языка. В освоении этого материала пальма первенства
принадлежит А. Остроумовой-Лебедевой и И. Павлову.
В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и
перо, художники тушью, акварелью, гуашью стали создавать графические листы, по своей выразительности не уступавшие гравюре. С
появлением фотомеханического способа печати отпала необходимость в классических материалах, какими были дерево и линолеум, хотя
они обладают несравненной прелестью фактуры и подсказывают большое разнообразие приемов.
В 1900-х годах небывалого расцвета достигли книжная иллюстрация и эстамп. Этому способствовала группа художников "Мир искусства".
А. Бенуа иллюстрирует поэму А. С. Пушкина "Медный всадник", М. Добужинский - повесть Ф. М. Достоевского "Белые ночи". Их работы
вошли в сокровищницу русской графики. Одновременно два других художника - Б. Кустодиев и Е. Лансере создают удивительные образы
исторических и литературных героев.
|
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер