Искусство

История искусства

Русская гравюра

РАЗВИТИЕ ГРАВЮРЫ В РОССИИ

И. Павлов. Почтовый дворик Гравюра на линолеуме. 1912. Как самостоятельная область искусства гравюра в России многим обязана выдающемуся педагогу В. Матэ. Вышедшие из его мастерской А. Остроумова-Лебедева, И. Павлов, В. Фалилеев, И. Шиллинговский посвятили себя созданию оригинальных произведений, стали использовать цвет.

Классическая черно-белая гравюра с появлением цветной претерпевает заметную эволюцию. Техника исполнения меняет характер, язык выражения становится более простым и в то же время условным. Преобладающее значение получает пятно. Линейно-штриховой метод с введением пятна становится излишним.

Б. Кустодиев. Обложка книги М. Горького Дело Артамоновых. 1927. Спокойное, повествовательное развитие действия в сюжетных картинах первой половины XIX века уступало место новому содержанию и новой форме. Происходили изменения в жанрах портрета и пейзажа. Замысел и композиционное решение стали более острыми и динамичными. Показателен цикл работ А. Остроумовой-Лебедевой "Старый Петербург", где выразительность формы доведена до высокого совершенства благодаря широкому диапазону соотношений черных и белых пятен. Пространство становится условным, изображение - плоским. Пятна распределяются ритмически, получают законченные очертания. Это обогащает гравюру орнаментально-декоративным содержанием. Появляется и новый материал - линолеум, который способствует развитию лаконичного языка. В освоении этого материала пальма первенства принадлежит А. Остроумовой-Лебедевой и И. Павлову.

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники тушью, акварелью, гуашью стали создавать графические листы, по своей выразительности не уступавшие гравюре. С появлением фотомеханического способа печати отпала необходимость в классических материалах, какими были дерево и линолеум, хотя они обладают несравненной прелестью фактуры и подсказывают большое разнообразие приемов.

В 1900-х годах небывалого расцвета достигли книжная иллюстрация и эстамп. Этому способствовала группа художников "Мир искусства". А. Бенуа иллюстрирует поэму А. С. Пушкина "Медный всадник", М. Добужинский - повесть Ф. М. Достоевского "Белые ночи". Их работы вошли в сокровищницу русской графики. Одновременно два других художника - Б. Кустодиев и Е. Лансере создают удивительные образы исторических и литературных героев.


Назад Продолжение