Искусство

История искусства

Русская гравюра

РАЗВИТИЕ ГРАВЮРЫ В РОССИИ

А. Бенуа. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина

А. Бенуа. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина "Медный всадник". Тушь, перо, кисть, акварель, белила. 1923.


М. Добужинский в графическом цикле к повести "Белые ночи" показал возможности использования линии и пятна в создании образа. Он глубоко осмыслил форму, раскрыв ее красоту в орнаментальном звучании. Использовал в композициях фактуру изображаемых предметов. Так, чугунные ограды набережной, булыжная мостовая, кирпичные, каменные или деревянные поверхности зданий, рисунок окон, фонари, облака, отражения предметов в воде и, наконец, фигуры людей составляют довольно сложный по рисунку и ритму орнамент, несущий значительную эмоциональную нагрузку. Конечно, формальные решения, достигшие большой пластической выразительности, следует рассматривать в тесной связи с содержанием и стилистикой литературного произведения и с тем непосредственным впечатлением, какое произвел Петербург на художника.



А. Остроумова-Лебедева.Смольный.Гравюра на дереве. 1924.

А. Остроумова-Лебедева.Смольный.Гравюра на дереве. 1924.


Черно-белая графика, построенная на чередовании линий и пятен, получила дальнейшее развитие в творчестве таких советских художников, как Д. Моор, Н. Купреянов, Ф. Константинов, П. Митурич, П. Павлинов, В. Фаворский, М. Маторин, Г. Захаров, И. Голицын. Гравюра в период зарождения, имитируя живописные отношения, передавала форму предметов в объеме и пространстве. Тем самым она приближалась к методу изображения натуры, господствовавшему в живописи.



А. ТРОФИМОВ,
заслуженный деятель искусств

Назад