Искусство

История искусства

Мастера итальянского Барокко

Мастера итальянского Барокко

Г. Гварини.
Купол собора Сан Синдоне в Турине. Фрагмент.
1668-1694.

Мастера итальянского Барокко

Л. Бернини.
Церковь Сант Андреа аль Квиринале в Риме.
1653-1658.
К 1655 году мастер исполнил окончательный вариант проекта знаменитой колоннады на площади перед собором св. Петра. Величественная площадь, на которой могли поместиться тысячи паломников, могучие "руки" колоннад, охвативших овальное в плане пространство, завершили грандиозный ансамбль, начатый великим Браманте в начале XVI века. Ансамблю можно посвятить книгу, настолько много в его решении художественных находок. Первоначально сквозь колоннаду просматривались окрестные сады,- площадь совмещала качества замкнутости и открытости, а ее пространство и архитектурное решение фасада собора св. Петра соорганизованы так, что постройка кажется еще огромнее, чем в действительности.

В 1663 году Бернини создает еще один шедевр: Скала Региа, парадную лестницу Ватиканского дворца. В крайне затесненном пространстве он искусственно усилил перспективу, уменьшив высоту колонн и ширину лестницы по мере ее подъема. Возник совершенно сценический эффект: лестница зрительно в полтора раза глубже, чем в действительности. Наконец, Бернини был еще автором множества портретных бюстов, архитектурных проектов (включая план расширения Лувра, отвергнутый в Париже, где уже вступал в свои права классицизм). Кроме того, слыл знаменитым в Риме острословом, автором комедий, карикатуристом и живописцем - причем он трудился не на заказ, а исключительно для собственного удовольствия.

Пьетро да Кортона (1596- 1669) начинал в Риме как живописец. С 1624 года работал над фресками в церкви Сайта Бибиана и огромной росписью плафонов во дворце Барберини. Сложная, многофигурная композиция зрительно раскрывает потолок, и все его пространство кажется пронизанным встречным движением взлетающих и слетающих с небес ангелов. Позже во Флоренции, во дворце герцога Тосканского, Кортона создает серию из семи композиций на тему "Аллегория добродетелей и планет". Сложные скульптурные обрамления, выполненные в гипсовой штукатурке, без ощутимой границы "вплетают" изображения в систему декора парадных покоев. Воплотить замысел так, чтобы пробудить воображение, позволив зрителю не сразу, а постепенно уяснить идею автора,- признак манеры Пьетро да Кортона и вместе с тем общий принцип барокко.

Франческо Борромини (1599- 1667) работал в Риме мастером-каменщиком на стройках Бернини. С 1634 года он начал строить, уже по своему проекту, небольшую церковь Сан Карло на площади Четырех фонтанов. Этот зодчий, которого всегда отличало сочетание артистического каприза с математической точностью его воплощения, впервые порывает здесь с классической схемой. Любую архитектурную постройку Ренессанса, если смотреть снизу вверх, можно расчленить на звенья, самостоятельные элементы: базу, столб, капитель, карниз, свод. Борромини создал в интерьере непрерывную пластическую форму, где выпуклые и вогнутые поверхности перетекают одна в другую.

Церковь Сайт Иво делла Сапиенца, возведенная в 1642- 1661 годы, имеет гораздо более сложный план. Это звезда, три луча которой завершены полукруглыми апсидами. Над вогнутым к центру фасадом поднимается на барабане ступенчатый снаружи купол, а все завершено вогнутой поверхностью "фонаря", вверху переходящего в спираль. Борромини стремился к абсолютной слитности пространственной формы, основанной на сложнейшем отношении внутреннего и внешнего.

Наконец, Андреа Поццо (1642 - 1709), живописец, который подхватывает, развивает и доводит до предела принцип иллюзорности в росписях церквей. "Небо" плафона на сводах церкви Сан Иньяцио в Риме, исполненное мастером, раскрыто в беспредельность, насыщено поразительно разнообразным движением десятков фигур. При этом изображенная на своде архитектурная "рама" зрительно продолжает реальный архитектурный каркас, составляя с ним одно целое. Сила внушения, иллюзии - ярчайшая черта творчества Поццо. Но это также один из основных принципов барокко.

Если свести воедино те черты, которые мы старались "вывести" из творчества нескольких ведущих мастеров, то станут ясны законы, по которым организуется форма в искусстве барокко. Бернини говорил о себе: "Я победил мрамор и сделал его гибким как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью". Это сказано о скульптурах в интерьере собора св. Петра в Риме. В 1672 году Джованни Беллори опубликовал "Биографии современных живописцев, скульпторов и архитекторов", продолжив труд Вазари, изданный веком раньше. Описывая фрески в куполе римской церкви Сант Андреа делла Балле, Беллори заметил: "Это произведение справедливо приравнивают к огромному хору, где гармонию образуют все голоса сразу; нет возможности выделить один, обособленный голос, и нас восхищает именно полнота слияния, общность меры и единство существа пения".

Отталкиваясь в равной мере от опыта Высокого Возрождения и маньеризма, итальянское барокко было изначально противоречиво, но именно противоречивость придала этому искусству ту страстную напряженность, которая не оставляет нас равнодушными и сегодня, века спустя.

Назад