Искусство

История искусства

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Ткань бархатная. Вторая  половина XV  века. Италия. Кабинетный шкаф. Дерево, резьба. II половина XVI века. Италия, Флоренция. Виртуозно владея рисунком, легко передавая светотеневые градации, художник может изобразить на дверцах шкафа нечто неожиданное: и приоткрытые дверцы, и полки в шкафу, и тень в глубине, и расставленные на полках в продуманном беспорядке книги, статуэтки, вазы. Да еще лукаво "уронить" из вазы цветок. Нужно подойти совсем близко, чтобы понять, что перед тобой закрытый шкаф, украшенный интарсией. Нечему удивляться, ведь ее автор - Джованни да Верона, не только мебельщик, но и бронзолитейщик, архитектор, скульптор, миниатюрист, человек, бывший во всеоружии знаний своей эпохи.

Конечно, во многом высокий уровень прикладного искусства объясняется единством, которое существовало между разными видами искусства. Ведь Дюрер, сын ювелира, смолоду обучавшийся этому делу, создавал эскизы, вдохновлявшие ювелиров и серебряников Германии. Ганс Гольбейн, живя в Лондоне, делал наброски для ювелиров, оружейников, переплетчиков. Шелка тка: лись по рисункам Я. Беллини, А. Полайоло. Ранняя картина Боттичелли "Сила" не что иное, как спинка судейского кресла, а поздние композиции "Деяния св. Зиновия" исполнены на передних стенках сундуков, заказанных, очевидно, для какой-то церкви.

Огромное влияние на прикладное искусство, как и на всю культуру Ренессанса, оказывала античность. Творчески перерабатывая достижения древнего мира, искусство Возрождения создало тип орнамента, который играл большую роль в последующем искусстве,- "гротеск". Вот объяснение названия, данное Б. Челлини: "Гротески были найдены изучателями в некоих земных пещерах в Риме, каковые в древности были, комнатами, банями, кабинетами. Но с тех времен почва поднялась и они остались внизу, и так как называют такие места в Риме гротами, приобрели они названия гротесков". Земные пещеры - это прежде всего случайно открытый при земляных работах в 1480 году огромный "Золотой дом" императора Нерона, построенный в I веке н. э. Его великолепные росписи вдохновили художников Возрождения на создание собственных композиций, где причудливо сочетались мотивы растительные и анималистические, фигурки людей, архитектурные конструкции, маски, канделябры.

Хотя майолика XVI века буквально не подражала тем сосудам, которые в изобилии находили во время раскопок, очевидно, что этот вид прикладного искусства многим обязан античности. Демонстрируя незаурядную эрудицию, художники часто брали сюжеты из Тита Ливия, Плутарха, Плиния Старшего, Валерия Максима, из Овидия, Вергилия, Гомера. Но ведь дело не только в сюжете. Изображая библейскую сцену, Пеллипарио и Авеллй, знаменитые мастера итальянской керамики, оставались сыновьями своего времени - им чуждо было средневековое мышление, а идеалы далекой античности близки и созвучны. Мы видим это во всем: в композициях, деталях, цвете, в построении фигур, очень часто взятых с гравюр по картинам Рафаэля.

Назад Продолжение