Искусство

История искусства

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Перспективная композиция. Дерево, инкрустация. II половина XVI века. Италия, Верона. Л Пиччинино. Эфес шпаги архиепископа Фердинанда Тирольского. Около 1570 года. В медальерном- искусстве нашел прекрасное отражение портрет. С большим мастерством итальянскими художниками чеканятся медали, режутся камеи и интальи, изображая конкретных людей. Причем круг заказчиков медалей весьма широк. Если в средние века в композициях медалей возник обычай помещать изображение святого-покровителя, то теперь "всякий синьор или знатный человек любит давать вырезывать какую-нибудь выдумку или эмблему", как описывает моду своей юности ведущий ювелир эпохи Бенвенуто Челлини.

Но не только индивидуальные вкусы заказчика определяли особенность и своеобразие каждого изделия. Большую роль в этом играли самобытность и индивидуальность мастера. Теперь он ставит свою подпись на изделии гораздо чаще, чем его средневековый коллега. Серебряник имеет именное клеймо. С XVI века ткач помещает свою монограмму на бордюре шпалеры. И разве не видна индивидуальность Франческо Авелли в том, как он комментирует на обороте майоликовой тарелки изображенную аллегорическую сцену словами: "Добрый Карл У карает развратный Рим". Авелли выбрал эпитеты, которые показывают, на чьей стороне его симпатии в охватившей пол-Европы с трашной бойне.

Медаль с изображением Джанфранческо Гонзага. Бронза. Начало XVI века. Италия, Мантуя. Много крупных художников работало в прикладном искусстве Возрождения. Среди них немало тех, кто творил и в других областях искусства: в скульптуре, графике, архитектуре, монументальной живописи, был одновременно ювелиром, резчиком по дереву и камню. Например, Анджело Баровьер - самый известный среди венецианских стеклоделов, ему приписывают многие усовершенствования в технологии изготовления стекла. Он основатель целой династии стекольщиков. А Питер ван Альст - глава шпалерной мастерской в Брюсселе. Им и его помощниками была выткана по картонам Рафаэля знаменитая серия ковров, заказанная римским папой для Сикстинской капеллы. Амброджо Фоппа работал в Милане и Риме и был, по отзыву самого Челлини, "превосходнейшим и величайшим мастером" в ювелирном искусстве. Наконец, Николо Пеллипарио - первое имя среди мастеров майолики, виртуоз многофигурных сцен, которые принесли керамике Италии всеевропейскую славу.

В наше время, когда обучение будущих живописца, ювелира, скульптора и керамиста изначально разделено, мы часто не в состоянии себе представить универсальность художников Ренессанса. Нас поражает, как играючи справляется мастер интарсии - мозаики из пластинок дерева разных пород - со сложной перспективой убегающей к горизонту улицы, с постановкой фигур в разнообразных поворотах.

Назад Продолжение