Искусство

История искусства

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Ж. Фуке. Портрет Карла VII. Масло. Около 1445.

Ж. Фуке. Портрет Карла VII.
Масло. Около 1445.

Ж. Фуке. Портрет Э. Шевалье со св. Стефаном. Масло. 1451 - 1455.

Ж. Фуке. Портрет Э. Шевалье со св. Стефаном.
Масло. 1451 - 1455.
При Франциске I продолжалось начатое его предшественниками строительство пышных королевских резиденций - замков Блуа, Шамбора, Сен-Жерменан-Ле, Фонтенбло. Переделка старинного охотничьего замка в Фонтенбло сыграла важную роль в истории французского Возрождения. Король особенно любил его и для его украшения привлек двух крупных итальянских живописцев - Россо и Приматиччо. Работы растянулись на десятилетия. Из Италии приезжали новые мастера, вместе с которыми трудились местные живописцы и скульпторы.

Программы росписей парадных залов разрабатывались поэтами и философами, знатоками античной мифологии: в сложных аллегориях прославлялись деяния монарха. Главной творческой силой были Россо и Приматиччо; второстепенные же росписи выполнялись по их рисункам другими художниками. Участие в этих работах стало для французов своего рода школой: они овладевали новыми приемами и методами декоративно-монументального искусства, приобщались к новым сюжетам, живописным достижениям итальянского Возрождения. Правда, итальянцы, прибывшие в Фонтенбло, в том числе Россо и Приматиччо, принадлежали к маньеристам - направлению, которое пришло на смену высокому Возрождению. Великолепно владея профессиональным мастерством, они утратили целостность мироощущения своих великих предшественников. На их рафинированном творчестве лежит отпечаток некоторой холодности, отвлеченности. Излюбленными сюжетами стали мифологические и аллегорические, пропорции фигур стали удлиненными, а рисунок приобрел орнаментальную сложность. Почти все французские живописцы и скульпторы второй половины XVI столетия испытали на себе влияние "школы Фонтенбло".

С середины века на первое место во французском искусстве выдвигается скульптура. Крупнейшими ее представителями были Жермен Пилон и Жан Гужон.

Эмоциональный, разносторонний талант Жермена Пилона сформировался под воздействием Приматиччо. Но его работы полны глубокого драматизма: сила, с которой скульптор передает трагедию смерти в распростертом теле мертвого Генриха II потрясает зрителя. Эта фигура - часть надгробного памятника, находящегося в королевской усыпальнице в соборе Сен-Дени. Преклонением перед человеческой красотой проникнута группа "Трех Харит", поддерживающих урну с сердцем короля. Это воплощение классического идеала красоты, вдохновленное античностью. Достоверной передачей сходства отличаются портреты Пилона.

Жан Гужон как никто другой сумел ощутить гармонию античного искусства, почувствовать его величие. Одно из лучших произведений Гужона - стелы с изображением шести "Нимф" - кажется творением древнего ваятеля, настолько оно перекликается с духом античности. Текучие одежды облекают прекрасные тела, плавные движения девушек сливаются в стройном ритме танца. Изысканность пластического языка, где гибкая, подвижная линия силуэтов дополнена мягкой моделировкой объемов и богатством светотени, превращает мрамор в подобие живого тела.

Творчество Гужона - кульминация французского Возрождения. Силой таланта он соединил совершенство формы с поэтической одухотворенностью. Его наследие занимает особое место в ренессансной пластике Франции - оно предвосхищает классицистические искания французского искусства XVII столетия.

Назад