Искусство

История искусства

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Ж. Пилон. Надгробие канцлера Бирага. Бронза. 1584.

Ж. Пилон. Надгробие канцлера Бирага.
Бронза. 1584.

Ж. Клуэ.Портрет Франциска I. Масло. 1530-е годы

Ж. Клуэ.Портрет Франциска I.
Масло. 1530-е годы.
Фуке-пейзажист раскрывается в превосходных миниатюрах "Часослова Этьена Шевалье" и "Иудейских древностей" Иосифа Флавия. Евангельские и библейские события нередко изображены на фоне конкретного пейзажа: местом действия служат виды Парижа или поэтическая природа родной Турени. В построении сцен, следуя за итальянцами, он исходил из конструктивного чередования планов, но перспективное сокращение передавал как северянин - на основе зрительного впечатления, а не математического расчета.

К концу XV века Франция стала единым государством. Укрепление централизованной власти благоприятствовало расцвету культуры. Духовный подъем ощущался во всех областях науки и искусства. Начинает распространяться светское мировоззрение. Французский гуманизм находил поддержку в Италии, где идеалы Возрождения вошли в плоть и кровь искусства. С жадной заинтересованностью изучали французские мастера античные памятники, произведения ренессансных мастеров, проникались идеями древних и современных им итальянских теоретиков. Обязательным для художников стало знание оптики и анатомии, математического расчета перспективы.

В первой трети XVI столетия работал выдающийся портретист Жан Клуэ. В портрете короля Франциска I, принадлежащем его кисти, много общего с приемами Жана Фуке: в композиции, укрупненности фигуры, в трактовке объемов. Но человек у Фуке никогда не противопоставлялся окружающему миру - он созерцал мир, ощущая себя пусть лучшей, но всего лишь частью мироздания. В горделивой самоуверенности, с которой Франциск I смотрит, усмехаясь, на зрителя, звучит иная нота: самоутверждение личности, осознание ею своей значимости.

Эту линию портрета развивает сын Жана - Франсуа Клуэ. Ему сопутствовали слава и признание; великий французский поэт Ронсар назвал его "честью нашей Франции". Будучи придворным художником, Ф. Клуэ писал портреты королей, членов их семей, придворных. Но особенно привлекателен созданный им портрет его друга - ученого-ботаника Пьера Кюта. Сдержанная поза, серьезное лицо полны чувства достоинства. И это достоинство идет не от сословного превосходства, а от духовной значительности человека.

С виртуозным мастерством художник воспроизводит переливы бархата и шелка, мерцание драгоценных камней. Но нарядная суета не отвлекает внимания и плавность, живопись делается эмалевой, мазки, неуловимо перетекая один в другой, создают идеально обобщенную форму.

Рядом с Клуэ работало немало и других талантливых портретистов: Корнель де Лион, братья Дюмустье, позднее - Жан Декур. Повышенный интерес к человеку, характерный для Возрождения, стал мощным стимулом для развития портрета. В XVI веке статус независимого жанра получил карандашный портрет. До наших дней дошли сотни образцов этого вида искусства, исполненные разными мастерами.

Покровительство искусствам и наукам было частью государственной политики. При Франциске I оно приобрело особенный размах. Король окружил себя поэтами и учеными, приглашал ко двору иностранных художников, коллекционировал картины, заказывал в Италии слепки с античных статуй. Его сестра Маргарита Наваррская - писательница и поэтесса - вдохновляла деятельность придворного кружка литераторов-гуманистов.

Назад Продолжение