Искусство

История искусства

ИСКУССТВО ПОРТУГАЛИИ

Жоан ди Каштилью. Внутренний двор монастыря Жеронимуш в Лиссабоне. 1502-1520.

Жоан ди Каштилью.
Внутренний двор монастыря Жеронимуш в Лиссабоне.
1502-1520.











Диогу ди Арруда.
Новый неф монастыря Христа в Томаре.
Угловая башня. Фрагмент.
1510-1514.

Диогу ди Арруда. Новый неф монастыря Христа в Томаре. Угловая башня. Фрагмент. 1510-1514.


По сравнению с архитектурой и скульптурой живопись в Португалии отличалась менее целостным характером. В XIV-XV столетиях сильнее всего сказывалось северное, главным образом нидерландское влияние. На фоне общего развития португальской живописи, которая не вышла за рамки местного художественного явления, неожиданно возникает грандиозная фигура Нуно Гонсалви-ша, великого художника второй половины XV века. Сохранилось единственное его произведение "Алтарь св. Винцента". Скупые упоминания о Гонсалвише как о прославленном придворном живописце короля Афонсу V, встречались лишь в некоторых исторических документах. Только в начале XX века благодаря длительным исследованиям имя Гонсалвиша вошло в историю мирового искусства. Был установлен период его творческой деятельности - между 1450-1472 годами и время создания алтаря- 1465-1467 годы.

Алтарь, написанный темперой и маслом на деревянных досках,- это огромный, шестичастный полиптих. На нем изображено поклонение покровителю Лиссабона св. Винценту членов королевского дома, рыцарей, мореплавателей, духовенства, монахов и рыбаков. Шестьдесят фигур, почти в натуральную величину, сверху донизу заполняют гладкий фон. Художник создает великолепную галерею остро индивидуальных характеров. Среди них можно узнать исторические личности - географа и астронома" инфанты Генриха Мореплавателя, короля Афонсу V, юного наследника престола, будущего Жоана II, королевского историка Гомиш ди Азурара, самого Нуно Гонсалвиша. В общей коричневатой тональности произведения выделяются темно-красные, фиолетовые, белые, зеленые и синие цветовые пятна. Нуно Гонсалвиш преклонялся перед искусством Яна ван Эйка, вероятно, даже работал некоторое время в Нидерландах. Однако его произведение совершенно самостоятельно. Мастер сочетает резкость характеристик с одухотворенностью, силой и значительностью образов, монументальную широту в организации живописных масс с конкретной достоверностью деталей. Полиптих был создан в пору, когда страна еще только стояла на пороге великих свершений. Нуно Гонсалвиш сумел передать героический дух времени, полный дерзновенных исканий, воспел свою родину, устремленную в будущее. Произведение это столь оригинально, что не имеет аналогий не только в португальской, но и европейской живописи.

Надгробие Инеж ди Каштру. Монастырь в Алькобасе. Мрамор. Вторая половина XIV в.

Надгробие Инеж ди Каштру. Монастырь в Алькобасе. Мрамор. Вторая половина XIV в.


Высокие художественные традиции прошлого продолжают жить и в наши дни в декоративно-прикладном искусстве Португалии. Народные мастера создают великолепные образцы керамики, тканей, вышивок, кружев, изделий из плетеной соломы и резного дерева.

Т. КАПТЕРЕВА,
доктор искусствоведения


Назад