Искусство

История искусства

ИСКУССТВО ПОРТУГАЛИИ

Жоан ди Каштилью. Внутренний двор монастыря Жеронимуш в Лиссабоне. 1502-1520.

Жоан ди Каштилью. Внутренний двор монастыря Жеронимуш в Лиссабоне. 1502-1520.


Расцвет искусства "мануэлино" приходится на 1490-1522 годы. В это время значительно расширяются старые здания, возводятся новые ансамбли, например монастырь Жеронимуш в Лиссабоне архитекторов Д. Бойтака и Ж. ди Каштилью. Одно из оригинальных созданий национального зодчества - новый неф монастыря Христа в Томаре архитектора Диогу ди Арруды. Особенно выразительно и эффектно огромное окно нижнего этажа, наличник которого богато изукрашен. Угловые башни с высокими коническими завершениями перетянуты поясами, "застегнутыми" колоссальными каменными пряжками, в верхнем круглом окне - наподобие раздуваемого ветром паруса. Мощная пластика декоративных форм напоминает природные образования, словно вырастающие на плоских стенах.

В памятниках "мануэлино" воплотился дух ренессансного времени с его сильными и яркими образами. Особенно привлекательна стоящая в устье реки Тежу на каменной платформе сторожевая башня Торри ди Белен архитектора Франсишку ди Арруды. Строгая уравновешенность масс сочетается с прихотливым силуэтом постройки, украшенной крепостными зубцами, дозорными башенками с мавританскими ребристыми куполами, балконами, окнами, открытой лоджией, ажурной балюстрадой и гербами. Словно неприступный страж, высится Торри ди Белен у входа в португальскую столицу, охраняя расположенный поблизости монастырь Жеронимуш. По-восточному сказочная башня воспринимается как поэтический, полный морской романтики образ.

Керамический изразец XVII века.

Керамический изразец XVII века.


Источником экономического подъема Португалии послужило открытие золотых и алмазных приисков в Бразилии. Во многих городах появились прекрасные здания и садово-парковые ансамбли. Была осуществлена застройка прибрежной части Лиссабона, почти целиком разрушенная землетрясением 1755 года. В храмах, дворцовых покоях, общественных сооружениях, среди которых знаменитая библиотека университета в Коимбре, архитектурные и скульптурные детали выполнены из резного позолоченного дерева.

Для украшения зданий часто использовались изразцы. Эту традицию Португалия восприняла в XV веке от мавров и мастеров Андалусии. Уникальное искусство архитектурной декорировки получило название "азулежус". Огромные изразцовые панно в церковных зданиях, на фасадах, в парадных и подсобных помещениях дворцов, в убранстве внутренних дворов, фонтанов и водоемов заменили в Португалии монументально-декоративную живопись. В звонких по цвету композициях изображались библейские и евангельские сюжеты, аллегории, сцены охот и празднеств. Жизнерадостный, светский характер культуры выявился наиболее ярко со второй половины XVII-XVIII века - времени формирования и расцвета португальского барокко, которое имело свои особенности. Национальному варианту этого стиля в архитектуре присущи компактность объемов зданий, рациональность композиции, лаконичные геометрические формы и сдержанность декора. Обычай облицовывать карнизы, порталы, наличники, притолоки и углы домов темным камнем, подчеркивает их четкую структуру. Таким образом, стремление к роскоши и нарядному убранству прихотливо сочеталось в культуре этой страны с идеалами строгой величавой простоты и суровой правды. Развитие подобных черт естественно для страны мореплавателей, которая обогатила человечество знаниями о Земле и достигла больших успехов в астрономии, математике, картографии и навигации. Не случайно в картинах и миниатюрах того времени заметно стремление к ярким, отточенным портретным характеристикам.

Собор Сайта Мария ди Витория в Баталье. Фасад. 1385.

Собор Сайта Мария ди Витория в Баталье. Фасад. 1385.

Назад Продолжение