Виктор Борисов-Мусатов
Водоем (1902), Государственная Третьяковская галерея
Этот признанный шедевр Борисова-Мусатова, в какой-то мере ставший художественным символом первого десятилетия XX
века, навеян зубриловскими усадебными пейзажами. Он писался в самую счастливую пору жизни художника - летом 1902 года, во время
очередного посещения Зубриловки. Вместе с Борисовым-Мусатовым в имении жили его сестра, Е. Мусатова, и невеста, Е. Александрова,
именно тогда согласившаяся стать его женой (спустя семь лет после первого предложения). Они и послужили художнику моделями для
героинь этой удивительной картины-грезы. Художник был полон сил, о нем заговорила художественная критика, его картины пользовались
успехом, ряд молодых мастеров видели в нем лидера нового русского искусства. "Водоем" - своеобразный манифест живописного
символизма. Для всего творчества Борисова-Мусатова характерны две тенденции - стремление к точному воспроизведению живописных
деталей и одновременно явная "символизация" образов. До "Водоема" эти тенденции существовали отдельно, часто конфликтуя друг с
другом, чем объясняется масса нереализованных замыслов художника. В "Водоеме" Борисову-Мусатову удалось объединить их в гармоничное
целое.
В. Станюкович вспоминал о первом впечатлении, полученном от встречи с картиной "Водоем": "Мы пришли к
Виктору из мутной жизни. Мы были ослеплены, красками, не понимали... Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Стояла
тишина. Виктор ходил в другой комнате. "Как хорошо... Боже, как хорошо!" - прошептал кто-то тихо. И широкая струя счастья залила
наши сердца, словно не было низенькой мастерской, дождя за окном, этих длинных провинциальных буден. Мы сразу встрепенулись,
заговорили, зашумели - счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущенный".
В этом свидетельстве отмечено главное - "неотмирность" мусатовского видения, хотя написано оно вроде бы с
натуры: с реальных женщин, с реального зубриловского пейзажа. Это то самое поэтическое преображение действительности, прозревание
иных миров, о котором много говорили символисты, видевшие именно в них последнюю правду, скрытую от усталого взгляда будничной
пеленой. "Мусатов создает свои картины-грезы, - писал С. Маковский, - насыщенные одним и тем же настроением, одной и той же
грустью: грустью женских образов-теней, так похожих друг на друга, тихих, безнадежно забытых, о чем-то вспоминающих в запустении
старинных парков, в осеннем сумраке и на заре весенней, подле балюстрад с белыми вазами, цветочных клумб и сонных водоемов".
Любимый Борисовым-Мусатовым мотив овала и здесь задает музыкальный ритм, определяемый, прежде всего, очертаниями
водоема. Колористическое решение работы полностью подчиняется требованиям этого ритма - оно построено на строгом чередовании и
повторении сочетаний синего, сиреневого и зеленого.
Эти изысканные сочетания и попытался воспроизвести наш художник.
Образ вечной гармонии, воплощенный в "Водоеме", несмотря на свою вневременность и "неотмирность", тем не
менее, имеет для нас вполне конкретную географическую привязку. Это - Зубриловка, имение князей Прозоровских-Голицыных. Здешнюю
землю на берегу Хопра приобрел в 1770-е годы флигель-адъютант Екатерины II князь С. Голицын. Как утверждает легенда, великолепный
дворец построили солдаты драгунского полка, которым он командовал. Одновременно в усадьбе был заложен регулярный парк со сложной
гидротехнической системой прудов и водоемов.
Жизни Борисова-Мусатова (и, добавим, его смерти) сопутствовал ряд странных мистических совпадений. Буквально
за неделю до его смерти имение в Зубриловке оказалось разгромлено взбунтовавшимися крестьянами. Крестьянские волнения революционной
осенью 1905 года охватили все Поволжье. Современник Борисова-Мусатова писал вскоре после его кончины: "Есть что-то роковое в
совпадении смерти художника и гибели имения, которое он так любил. Теперь еще мрачнее глядит полуразрушенный дом-дворец с
полукруглым выступом фасада, украшенным колоннами; среди мертвых деревьев старого парка застыли бассейны и водоем, около которых
так много работал Мусатов".
К списку работ | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер