Карл Брюллов



Карл Брюллов. Итальянский полдень


Итальянский полдень (1827), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Своим появлением эта работа обязана написанному несколькими годами ранее "Итальянскому утру", получившему немало похвал. Общество поощрения художников подарило "Утро" жене Николая I, Александре Федоровне. Император при этом пожелал получить еще одну картину - парную к "Утру". Об этой царской прихоти ОПХ известило Брюллова. Брюллов ее исполнил. Новая картина как бы подтверждала, что провозглашенный "Утром", "Девушкой, собирающей виноград" и портретами отказ от слепого следования академической традиции - не случайный зигзаг художника, а его выстраданная позиция. Это не поправилось спонсору Брюллова - Обществу поощрения художников, которое выговаривало ему: "Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса". Тогда, в 1827 году, Брюллов еще оправдывался. Но уже через два года, устав слушать нотации, он официально разорвал отношения с ОПХ.

Назад К списку работ Биография Продолжение