Искусство

История искусства

Аннибале Карраччи



Возрожденное величие


В конце XVI века Аннибале Карраччи возродил идеалы Высокого Ренессанса и, соединив их с элементами классицизма и натурализма, создал стиль, доминировавший в европейской живописи на протяжении последующих 200 лет.

    Многогранность таланта Аннибале Карраччи не может не поражать. Если бы он создал только фрески галереи Фарнезе, и этого было бы уже достаточно для того, чтобы его имя навсегда осталось в истории искусства. Однако его заслуги этим не исчерпываются. Он стал родоначальником жанра идеального пейзажа и карикатуры, выдающимся мастером жанровой живописи. Кроме того, Карраччи создал множество непревзойденных по глубине религиозных полотен.

    В основе мастерства Аннибале Карраччи лежит рисунок. Биограф художника донес до нас следующую историю. Однажды, рассказывает он, Аннибале возвращался со своим отцом из Кремоны. По дороге на них напали разбойники и отобрали у Антонио Карраччи все бывшие с ним деньги. Дома Аннибале так точно нарисовал портреты разбойников, что привел в изумление всех окружающих. По этим рисункам разбойники вскоре были узнаны и схвачены.

    Наибольшее влияние на молодого Аннибале Карраччи оказал, по всей видимости, Бартоломео Пассаротти (1529-1592), выдающийся мастер из Болоньи. У нас нет документов, подтверждающих учебу Аннибале у Пассаротти, однако не вызывает никакого сомнения их стилистическое родство, которое чаще всего возникает между учителем и учеником. Вполне возможно, что Аннибале провел какое-то время в мастерской Пассаротти, прежде чем стать учеником своего двоюродного брата Лодовико (или же, наоборот, перешел от Лодовико Карраччи к Пассаротти).

    В частности, именно Пассаротти, скорее всего, привил своему воспитаннику любовь и вкус к жанровой сцене. Например, знаменитая "Мясная лавка" Карраччи очень напоминает работы Пассаротти - прежде всего, своей грубоватой натуралистичностью и ярким колоритом. "Мясная лавка" была, по всей видимости, написана в начале 1580-х годов, незадолго до алтарного образа "Распятие с Богоматерью и святыми", где Карраччи изобразил фигуры с тою же силой и натурализмом, что и в "Мясной лавке". Кстати, этот натурализм пришелся широкой публике, уже отвыкшей от мощной манеры Микеланджело, не по вкусу. Маньеристы за долгие годы своего пребывания на "живописном Олимпе" сумели-таки убедить зрителя, что фигуры на религиозных полотнах должны быть бестелесными и невесомыми. Конечно, нельзя сказать, что критики были совсем несправедливы к герою нашего выпуска - его "Распятию" действительно присуща некоторая юношеская неуклюжесть. Тем не менее, именно это полотно стало первым шагом молодого художника к возрождению идеалов Высокого Ренессанса.

    "Распятию с Богоматерью и святыми" свойственны богатство колорита и смелый мазок. Все это Карраччи позаимствовал у мастеров венецианской школы. В последующие двенадцать лет его стиль приобретет большую утонченность, и в нем появятся следы североитальянской школы. Некоторые историки искусства настаивают на том, что наибольшее влияние на Карраччи оказал не Микеланджело, Рафаэль или Веронезе, а Корреджо - знаменитый художник из итальянской области Эмилия, прославившийся своим изящным сфумато.

    С переездом Карраччи в Рим в 1695 году его манера становится еще более величественной, что легко объяснить близким знакомством художника с великолепными образцами античного искусства, которое нигде не могло состояться так полно, как в Риме. Что касается фресок для Палаццо Фарнезе, то они выдают в Карраччи последователя Микеланджело, ибо он не только стремился к той пластической выразительности, что свойственна лучшим творениям последнего, но и перенял у него самую методу работы. Как и Микеланджело, наш герой начинал работу над фресками с предварительных рисунков, переносимых затем на полномасштабный картон, а уже с него - на штукатурку. Возрожденная Карраччи, эта ренессансная традиция оказала серьезное влияние и на других живописцев. Вскоре стало общепринятым, что масштабная многофигурная композиция просто невозможна без предварительных рисунков с натуры и этюдов.

    Фрески Карраччи, украшающие галерею Фарнезе, вдохновляли многих мастеров последующих эпох. Особенно выразительны потолочные росписи, представляющие собой единую композицию. Но не менее хороши и росписи стен, которые являются прекрасным фоном для статуй, выставленных в галерее.

    Большое влияние на следующие поколения художников оказали и другие работы Аннибале Карраччи, в частности, его поздние "идеальные пейзажи". В XVII веке пейзаж, предложенный Карраччи, стал эталоном всей пейзажной живописи. Особенно отчетливо следовали традиции Карраччи Клод Лоррен и Никола Пуссен. Касательно последнего нужно заметить еще и то, что он испытал воздействие не только пейзажей, но и фигурных композиций Карраччи. Нет никаких сомнений, что он внимательно изучил, по крайней мере, полотно "Господи, камо грядеши?", отличающееся неповторимой точностью жестов и пластической мощью.

    Итак, учителя в Карраччи находили очень многие и очень разные живописцы, что лишний раз говорит о разносторонности его таланта. Первым обратил на это Бер-нини, который, говоря о нашем герое спустя полвека после его смерти, отметил, что тот "умел сочетать изящество Рафаэля с анатомической точностью Микеланджело, величием Корреджо, колоритом Тициана и изобретательностью Джулио Романо".

    Эти слова Бернини произнес к вящей славе Карраччи, однако уже в них можно найти ростки будущего, скажем так, подозрительного отношения к репутации мастера. На протяжении XVII и XVIII веков "благонадежность" Карраччи не вызывала никаких сомнений, а его росписи галереи Фарнезе считались одной из вершин монументальной живописи. Но с появлением романтизма умонастроения изменились. Теперь Карраччи все чаще стали называть подражателем, плагиатором, удачливым компилятором, существовавшим за счет чужих идей и стилистических приемов. Художников-романтиков понять можно. Они более всего ценили индивидуальность, "личный почерк", тогда как наш герой стремился к "беспримесно-чистой", идеальной живописи и не слишком озабочивался оригинальностью. Да и кропотливые рабочие методы Карраччи казались романтикам, предпочитавшим писать по велению сердца, устаревшими.

    Ко второй половине XIX века Карраччи совершенно лишился былой популярности. Основателями и наиболее видными представителями болонской школы считались теперь Доменикино и Гвидо Рени. Возрождение интереса к творчеству мастера началось лишь в XX веке. А былая слава вернулась к нему уже после Второй мировой войны, в 1956 году, когда в Болонье с огромным успехом прошла выставка картин и рисунков братьев Карраччи. С этого момента герой нашего выпуска вновь занял подобающее ему место в ряду великих итальянских живописцев.
Биография К списку картин