Искусство

История искусства

Аннибале Карраччи



Аннибале Карраччи. Влюбленный Полифем


Влюбленный Полифем



Галерея Фарнезе
Потолочные фрески галереи Фарнезе произвели среди современников Карраччи эффект разорвавшейся бомбы. До этого художника считали талантливым живописцем - но и только. Теперь же о нем заговорили, как об одном из лучших мастеров Италии. Знатоки сравнивали росписи Палаццо Фарнезе с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле и находили, что работа Карраччи ничуть не хуже работы Микеланджело. Столь же высокого мнения о фресках мастера придерживались в XVII и XVIII веках. Здесь необходимо сказать, что, сравнивая Карраччи и Микеланджело, мы допускаем большую неточность. Да, их произведения сходны по масштабу и величественности, но совершенно различны по настроению. Фрески героя нашего выпуска отличаются большей, чем у Микеланджело, пышностью и предвещают, таким образом, появление стиля барокко. И, наконец, самое главное: в росписях Палаццо Фарнезе нет ни одного библейского мотива (что, не правда ли, удивительно, учитывая то, что хозяином дворца был кардинал), тогда как Сикстинская капелла - это триумф именно религиозной живописи. Каждый фрагмент росписей галереи Фарнезе пронизан легким (но весьма ощутительным) эротизмом. Например, в сюжете "Юпитер и Юнона" (на след. стр.), взятом из "Илиады", царица богов соблазняет своего мужа, желая отвлечь его внимание от событий Троянской войны. Тающий от любви Юпитер не может устоять перед таким соблазном и откладывает свой грозный трезубец в сторону. Фрески на торцовых стенах галереи посвящены истории Полифема и Галатеи. Панель "Влюбленный Полифем" (вверху) изображает охваченного огнем любви циклопа, пытающегося соблазнить морскую нимфу своей игрой на флейте. Большая центральная панель на своде представляет "Триумф Вакха и Ариадны". Последний сюжет, возможно, был подсказан художнику ученым Фулъвио Орсини, библиотекарем Фарнезе и хранителем собрания древностей. Сцены в галерее Фарнезе не связаны единым сюжетом, а их визуальная "сцепка" осуществляется через перетекание одной формы в другую, одного цвета в другой цвет.

Назад К списку картин Биография Продолжение