Искусство

История искусства

Антонис ван Дейк



Вычурная элегантность

Ван Дейк вошел в историю изобразительного искусства своей портретной живописью. Но не меньшее мастерство он демонстрировал и в других жанрах и техниках.

Ван Дейка называли вторым по значимости фламандским живописцем XVII века - его слава уступала только славе великого Рубенса. Но в жанре портретной живописи ван Дейк превзошел и его. Однако сам художник вовсе не хотел быть исключительно портретистом, поэтому писал много картин на религиозные, литературные и мифологические сюжеты, а также исторические полотна, изображая реальные и вымышленные героические события.

В жанре исторической живописи прославился Рубенс, и такой амбициозный художник, как ван Дейк, не мог не стремиться к тому, чтобы потягаться с учителем. Например, ван Дейк составил план серии гобеленов для украшения дворца Уайтхолл в Лондоне, тем самым бросив вызов Рубенсу, желая посоперничать с его знаменитой потолочной росписью в Банкетном зале. Но осуществить свой план ван Дейку не удалось из-за нехватки средств.

Юноша трудился в мастерской Рубенса приблизительно с 1617 по 1620 год, и признанный мастер оказал заметное влияние на творческое развитие молодого ван Дейка. (Но, что удивительно, исследователи не находят никаких следов влияния Хендрика ван Валена, у которого ван Дейк учился в 1609 году.) Будучи помощником Рубенса, ван Дейк настолько хорошо усвоил его манеру, что и в наши дни не всегда удается точно определить, какой фрагмент на той или иной картине написан самим Рубенсом, а какой его талантливым учеником. Совершенно очевидно, что при таком помощнике великий художник мог целиком сосредоточиться на композиции, ведь он знал, что вся техническая часть будет безупречно выполнена умелым подмастерьем. Вполне возможно, что ван Дейк также делал детально проработанные копии с полотен Рубенса, по которым впоследствии вырезались клише для гравюр.

В самостоятельных произведениях этого периода ван Дейк также подражал манере Рубенса, выбирая похожий колорит, составляя свои композиции из мощных, мускулистых фигур. Но даже в изображении сказывалось различие характеров двух художников. Рубенс имел плотное телосложение, он был нетороплив, умел работать кропотливо и размеренно. Хрупкий ван Дейк, напротив, отличался нервозностью, его легко было вывести из душевного равновесия. Большое количество картин, созданных им за недолгую жизнь, говорит о том, что он писал торопливо, энергично. Некоторые заказчики находили его излишне темпераментным и не заслуживающим особого доверия человеком.

Огромное влияние на ван Дейка оказали и работы Тициана. В "Итальянском альбоме" его копии с полотен венецианского живописца встречаются чаще, чем с полотен какого-либо другого художника. Творчество Тициана он также мог изучать в королевском собрании в Англии, поскольку этого великого художника любил Карл I. Наконец, ван Дейк собрал отличную коллекцию картин Тициана - 17 полотен, в их числе два знаменитых шедевра: групповой портрет семьи Вендрамин, хранящийся сейчас в лондонской Национальной галерее, и "Персей и Андромеда".

У Тициана ван Дейк заимствовал для своих героев позы, позволявшие ему разнообразить и оживлять портреты. Как и Тициан, ван Дейк почти всегда писал на холсте, хотя маленькие работы иногда выполнял на деревянной панели, как Рубенс. Но если манера письма Рубенса отличалась широким, будто летящим по поверхности холста или панели мазком, то мазок зрелого ван Дейка был сдержаннее, конкретнее и больше напоминал живописную манеру Тициана.

Портреты, созданные ван Дейком в ранние годы, до итальянского путешествия, были небольшими по формату и чаще всего поясными. Однако в Италии художник, подражая Рубенсу, начал писать своих заказчиков в полный рост - как правило, он изображал богатых дельцов. Его генуэзские портреты выглядели столь же величественными, как и портреты Рубенса, и даже превосходили их в утонченности, качестве, вскоре ставшем неотделимым от имени ван Дейка.

После переезда в Лондон в 1632 году ван Дейк полностью посвятил себя портретной живописи. Здесь у него практически не оставалось времени ни на что другое. Художник создал большую галерею образов, так что сегодня эпоху короля Карла I и его двор невозможно увидеть иначе, нежели глазами ван Дейка. Одетые в роскошные костюмы кавалеры и дамы при дворе застыли на его полотнах в героических или элегантных позах, многим картинам присуща атмосфера поэтической задумчивости, меланхолии.

Сам король, которому очень скоро предстоит взойти на эшафот в ходе гражданской войны, присутствует на многих портретах ван Дейка, включая полотна, признанные шедеврами. Нужно сказать, что в жизни Карл I был маленького роста, но ван Дейк умел скрыть этот недостаток, и на его картинах монарх всегда выглядит стройным красавцем. Еще сильнее приукрашал художник королеву Генриетту Марию. Когда племянница короля София Баварская впервые увидела Генриетту Марию в 1641 году, она написала: "Портреты ван Дейка приучили меня считать всех английских леди красавицами, поэтому я не могла поверить, что эта маленькая женщина с лошадиными, выступающими вперед зубами и есть королева".

Однако не все позировавшие ван Дейку заказчики находили его портреты лестными для себя. Так, одна из графинь отмечала, что ее портрет (к сожалению, несохранившийся), написанный ван Дейком, заставляет ее испытывать ненависть к самой себе. "Какое у меня огромное и жирное лицо! Как у божка, который надувает ветер на краю карты, - писала женщина. - И что самое печальное, этот портрет действительно очень похож на оригинал". Несмотря на то, что многие клиенты оказывались разочарованными, именно портреты ван Дейка заложили основу британской школы портретной живописи.
Назад К списку картин